Правила обеспечения на федеральном уровне Национальным центром управления в кризисных ситуациях координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций
(с изменениями на 30 сентября 2019 года)
1. Настоящие Правила определяют порядок исполнения на федеральном уровне Национальным центром управления в кризисных ситуациях (далее - Национальный центр) следующих функций:
а) обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система), в том числе управления силами и средствами единой системы, и органов управления гражданской обороной, в том числе управления силами и средствами гражданской обороны;
б) организация информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (далее - информационное взаимодействие).
2. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой системы, органов управления гражданской обороной и организация информационного взаимодействия осуществляются в целях:
а) снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заблаговременной подготовки к выполнению мероприятий по гражданской обороне;
б) поддержания в готовности к действиям органов повседневного управления единой системы, органов управления гражданской обороной, предназначенных (выделяемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, решения задач в области гражданской обороны;
в) достижения согласованных действий органов повседневного управления единой системы при выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и органов управления гражданской обороной при подготовке к ведению и ведении гражданской обороны;
г) осуществления мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также оценки их социально-экономических последствий;
д) своевременного информирования и оповещения координационных органов единой системы, постоянно действующих органов управления единой системы, органов повседневного управления единой системы, органов управления гражданской обороной, населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также обмена в установленном порядке информацией в области гражданской обороны.
3. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой системы и органов управления гражданской обороной, организация информационного взаимодействия осуществляются в следующих формах:
а) разработка и утверждение в рамках своей компетенции методических рекомендаций по организации деятельности органов повседневного управления единой системы и органов управления гражданской обороной. Методические рекомендации утверждаются начальником Национального центра и корректируются при изменении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны;
б) проведение учений и тренировок с органами повседневного управления единой системы и органами управления гражданской обороной по выполнению возложенных на них задач в порядке и сроки, которые определяются ежегодными организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой системы;
в) разработка и доведение до федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой системы, рекомендаций о введении соответствующих режимов функционирования при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке организации и выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также о привлечении сил и средств единой системы и гражданской обороны федерального уровня для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
г) осуществление контроля за выполнением органами повседневного управления единой системы и органами управления гражданской обороной мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при подготовке к ведению и ведении гражданской обороны;
д) информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
е) внедрение единых стандартов обмена информацией, инновационных технологий и программного обеспечения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
ж) сбор, обработка и обмен в установленном порядке между органами повседневного управления единой системы и органами управления гражданской обороной информацией о соблюдении требований и выполнении мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
4. Национальный центр при обеспечении координации деятельности органов повседневного управления единой системы, органов управления гражданской обороной и организации информационного взаимодействия:
а) в режиме повседневной деятельности и при подготовке к ведению гражданской обороны:
руководит деятельностью органов повседневного управления единой системы и органов управления гражданской обороной;
обеспечивает функционирование автоматизированной информационно-управляющей системы единой системы, ведение баз данных статистической и плановой информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
обеспечивает устойчивое функционирование средств оповещения органов повседневного управления единой системы и органов управления гражданской обороной на федеральном уровне;
организует взаимодействие с организациями, входящими в состав функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой системы, а также с действующими специализированными учреждениями, подразделениями и службами сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения по вопросам сбора, обработки и анализа информации об источниках чрезвычайных ситуаций, о показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций, об обнаружении и идентификации различных видов заражения и загрязнения;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 октября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 года N 1274. - См. предыдущую редакцию)
доводит до органов повседневного управления единой системы и органов управления гражданской обороной в установленном порядке соответствующие прогнозы об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
б) при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций: