Недействующий

Международный стандарт аудита 250 Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности (утратил силу с 12.02.2019 на основании приказа Минфина России от 09.01.2019 N 2н)

Аудиторские процедуры при выявлении несоблюдения или подозрении в несоблюдении законов и нормативных актов


Признаки несоблюдения законов и нормативных актов (см. пункт 18)

А13. Если аудитору становится известно о существовании следующих фактов или он получает информацию о них, это может являться признаком несоблюдения законов и нормативных актов:

расследования правительственными и регулирующими органами или выплата штрафов или пеней;

платежи за неопределенные услуги или займы консультантам, связанным сторонам, сотрудникам или государственным служащим;

комиссионные по продажам или агентское вознаграждение, которые выглядят чрезмерными в сравнении с обычно выплачиваемыми организацией или в ее отрасли и с платой за действительно полученные услуги;

закупки по ценам значительно выше или ниже рыночных;

необычные выплаты наличными, закупки с оплатой в форме кассовых чеков на предъявителя или в виде банковских переводов на номерные счета;

необычные операции с организациями, зарегистрированными в офшорах со значительными налоговыми льготами;

платежи за полученные товары или услуги получателям не из тех стран, из которых эти товары или услуги были получены;

платежи без надлежащей документации по валютному контролю;

наличие информационной системы, которая либо в силу особенностей ее структуры, либо по непредвиденным причинам не обеспечивает возможность последующей проверки;

запрещенные операции или операции, которые отражены некорректно в учете;

негативные комментарии в прессе.

Вопросы, имеющие отношение к проведению оценки аудитором (см. пункт 18(b))

А14. Вопросы, имеющие отношение к проведению оценки аудитором их возможного влияния на финансовую отчетность, например, таковы:

имеются ли возможные финансовые последствия несоблюдения законов и нормативных актов для финансовой отчетности, включая в том числе наложение штрафов, пеней, требований возмещения ущерба, а также угрозу экспроприации активов, принудительного прекращения деятельности организации и судебного разбирательства;

требуется ли раскрытие возможных финансовых последствий;

являются ли возможные финансовые последствия настолько серьезными, что они могут поставить под сомнение достоверность представления финансовой отчетности или иным образом сделать финансовую отчетность вводящей в заблуждение.

Аудиторские процедуры (см. пункт 19)

А15. Аудитор может обсудить свои выводы с лицами, отвечающими за корпоративное управление, если они могут обеспечить предоставление дополнительных аудиторских доказательств. Например, аудитор может подтвердить, что лица, отвечающие за корпоративное управление, имеют аналогичное понимание фактов и обстоятельств, имеющих отношение к операциям или событиям, приведшим к возможности несоблюдения законов и нормативных актов.

А16. Если руководство или, если уместно, лица, отвечающие за корпоративное управление, не обеспечивают предоставление достаточной информации аудитору относительно того, что организация в действительности соблюдает законы и нормативные акты, аудитор может счесть целесообразным проконсультироваться у юрисконсульта организации или у внешнего юрисконсульта относительно применения законов и нормативных актов к данным обстоятельствам, включая возможность недобросовестных действий, и возможного влияния их на финансовую отчетность. Если аудитор сочтет неприемлемым консультироваться у юрисконсульта организации или если он не удовлетворен качеством полученной консультации, аудитор может счесть целесообразным проконсультироваться у собственного юрисконсульта по вопросам, связанным с установлением того, действительно ли имеет место нарушение того или иного закона или нормативного акта, а также по возможным правовым последствиям, включая подозрение в недобросовестных действиях, и по вопросу о том, какие дальнейшие шаги следует предпринять аудитору, если это необходимо.

Оценка последствий несоблюдения законов и нормативных актов (см. пункт 21)

А17. В соответствии с требованиями пункта 21 аудитор оценивает последствия несоблюдения законов и нормативных актов в отношении прочих аспектов аудита, включая оценку аудитором риска и надежности письменных заявлений. Последствия конкретных случаев несоблюдения, выявленных аудитором, будут зависеть от соотношения между совершением и сокрытием нарушения, если таковые имели место, и конкретными контрольными действиями, а также от уровня руководителей или наемных работников, причастных к несоблюдению, в особенности это касается последствий несоблюдения, к которым причастно руководство самого высокого уровня в организации.

А18. В исключительных случаях, когда руководство или лица, отвечающие за корпоративное управление, не принимают мер, которые аудитор считает необходимыми в сложившихся обстоятельствах, даже если несоблюдения несущественны по отношению к финансовой отчетности, аудитор может рассмотреть вопрос о необходимости отказа от продолжения аудита, если такой отказ разрешается применимыми законами или нормативными актами. При решении вопроса о необходимости отказа от продолжения аудита аудитор может обратиться за юридической консультацией. Если отказ от продолжения аудита невозможен, аудитор может рассмотреть возможность альтернативных действий, включая описание несоблюдения в разделе "Прочие сведения" в аудиторском заключении.

________________

МСА 706 (пересмотренный) "Разделы "Важные обстоятельства" и "Прочие сведения" в аудиторском заключении", пункт 8.