Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (постатейный)

Комментарий к статье 34. Сводное исполнительное производство

1. Комментируемая статья вводит понятие "сводное исполнительное производство".

При этом ч.1 комментируемой статьи предусматривает два варианта, при которых исполнительные производства объединяются в сводное. Во-первых, в сводное исполнительное производство объединяются несколько исполнительных производств имущественного характера, возбужденных в отношении одного должника. Во-вторых, в сводное производство объединяются исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя, возбужденные в отношении нескольких должников.

Таким образом, сводное исполнительное производство предусматривает объединение нескольких производств, в которых общим признаком является либо один взыскатель, либо один и тот же должник.

Обратим внимание, что п.2.2 Методических рекомендаций по определению места ведения сводного исполнительного производства, организации передачи исполнительных производств при объединении их в сводное исполнительное производство и осуществлению контроля за его ведением, утвержденных ФССП России 27 февраля 2014 года N 0015/4, установлены следующие категории сводных исполнительных производств:

- сводное исполнительное производство, объединяющее несколько исполнительных производств имущественного характера, возбужденных в отношении одного должника в пользу одного или нескольких взыскателей;

- сводное исполнительное производство, объединяющее несколько исполнительных производств имущественного характера, возбужденных в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя;

- сложное сводное исполнительное производство, объединяющее исполнительные производства, входящие в состав сводного исполнительного производства, возбужденного в отношении одного из должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя, и исполнительные производства, входящие в состав сводного исполнительного производства, возбужденного в отношении этого же должника в пользу одного или нескольких взыскателей.

При этом вопрос об объединении исполнительных производств в сложное сводное исполнительное производство в каждом конкретном случае следует решать с учетом особенностей исполнительных производств и целесообразности их объединения в целях правильного, своевременного и полного исполнения исполнительных документов, на основании которых они были возбуждены.

В отношении сводного производства в пользу одного взыскателя в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 13 апреля 2016 года, отмечается, что каждому солидарному должнику устанавливается обязанность оплатить в полном объеме сумму, указанную в исполнительном документе (без деления суммы долга на части, доли и т.п.), что соответствует нормам ст.323 Гражданского кодекса РФ.

В случае, когда один (несколько) из солидарных должников исполнил требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения, исполнительский сбор не устанавливается и не взыскивается и с других солидарных должников в силу п.1 ст.325 Гражданского кодекса РФ, согласно которому исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору. Обязательства всех солидарных должников перед кредитором прекращаются на основании п.1 ст.408 Гражданского кодекса РФ.

Общая сумма взысканного исполнительского сбора со всех солидарных должников не должна превышать семи процентов от суммы, подлежащей взысканию по исполнительному документу, предусматривающему солидарное взыскание.

Приказом ФССП России от 11 июля 2012 года N 318 утверждена рекомендуемая форма постановления об объединении исполнительных производств в сводное, а также постановления о присоединении исполнительного производства к сводному исполнительному производству.

2. Части 2 и 3 комментируемой статьи раскрывают порядок определения подведомственности сводного исполнительного производства.

Так, главный судебный пристав Российской Федерации устанавливает ответственное подразделение и осуществляет контроль за ведением сводного исполнительного производства (самостоятельно или путем передачи этого права уполномоченным лицам), если исполнительные документы предъявлены в подразделения нескольких территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.