1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает две ситуации, при которых срок предъявления исполнительного документа к исполнению, установленный ст.21 комментируемого закона, прерывается.
В первую очередь, такой ситуацией является предъявление исполнительного документа к исполнению. Иными словами, период нахождения исполнительного документа на исполнении исключается из максимально установленного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.
Во-вторых, срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается частичным исполнением исполнительного документа должником.
Так, например, постановлением ФАС Уральского округа от 15 сентября 2011 года N Ф09-5409/2011 по делу N А34-6408/2010 удовлетворено требование об отмене постановления судебного пристава об отказе в возбуждении исполнительного производства, обязании устранить допущенные нарушения. Согласно обстоятельствам дела отказ мотивирован тем, что взыскателем пропущен срок для предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению. Решением суда заявленное требование удовлетворено, поскольку требования исполнительного документа частично исполнены должником в добровольном порядке до обращения взыскателя в службу судебных приставов, что является основанием для перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
2. Согласно ч.2 комментируемой статьи после перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется, при этом время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
Данное положение во взаимосвязи с нормами ч.1 ст.21 и ч.4 ст.46 комментируемого закона признано частично не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 года N 7-П (см. комментарий к ст.21).
До внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений, вытекающих из указанного Постановления, при предъявлении взыскателем исполнительного документа к исполнению в случае, если представленный исполнительный документ ранее уже предъявлялся к исполнению, но затем исполнительное производство по нему было окончено в связи с заявлением взыскателя, при исчислении срока предъявления документа к исполнению обязаны вычитать из установленной законом общей продолжительности срока предъявления исполнительных документов к исполнению периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу осуществлялось, начиная с его возбуждения и заканчивая его окончанием в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по его заявлению.
3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Порядок возвращения исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства регламентирован ст.46 комментируемого закона (см. комментарий к ст.46).
При этом ч.4 ст.46 комментируемого закона установлено, что возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст.21 комментируемого закона.
Обратим внимание, что согласно п.86 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 положения ч.3 комментируемой статьи, предоставляющие взыскателю право неоднократного предъявления к исполнению исполнительного листа после его возврата, не препятствуют взыскателю, утратившему возможность получить причитающиеся с должника суммы (имущество) в связи с выбытием этого имущества по причине незаконных действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, обратиться в суд с иском о возмещении вреда.
4. Действующим законодательством предусмотрена возможность отсрочки или приостановления исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица.
Так, например, согласно ст.265.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд апелляционной инстанции по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе приостановить исполнение судебных актов, принятых арбитражным судом первой инстанции, при условии, если заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения либо предоставил обеспечение возмещения другой стороне по делу возможных убытков (встречного обеспечения) путем внесения на депозитный счет арбитражного суда апелляционной инстанции денежных средств в размере оспариваемой суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.
В таких случаях течение срока предъявления соответствующего исполнительного документа к исполнению возобновляется со дня возобновления исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица.
Необходимо обратить внимание, что комментируемая норма, так же как и положения ч.ч.1-3 комментируемой статьи, не распространяют свое действие на судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях. Данные документы могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
5. Согласно ч.9 ст.21 комментируемого закона в случае, если должнику предоставлена рассрочка исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, течение срока предъявления такого исполнительного документа (исключая исполнительный документ о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления) начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения предоставления должнику рассрочки исполнения указанных требований.
Часть 5 комментируемой статьи устанавливает исключение из данного правила в том случае, если должник более двух раз не исполнил часть требований, содержащихся в исполнительном документе, по которому ему предоставлена рассрочка. В таком случае соответствующий исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению без учета вышеуказанных правил.