Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (постатейный)

          Комментарий к статье 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

1. В ч.1 комментируемой статьи перечислены способы извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения и вызова к судебному приставу-исполнителю.

К таким способам относятся:

- повестка с уведомлением о вручении;

- телефонограмма;

- телеграмма;

- извещение с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

Например, ФССП России утверждены Методические рекомендации о порядке телефонного извещения должников по исполнительным производствам способом автоматического обзвона от 27 ноября 2008 года N 01-3093, которые определяют порядок телефонного извещения должников по исполнительным производствам о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю способом автоматического обзвона должников и направлены на расширение возможности доведения указанной информации до граждан в нерабочее время с 17 до 22 часов, в том числе в выходные и праздничные дни. При этом под автоматическим обзвоном следует понимать метод автоматического выполнения исходящих звонков по заданному территориальным органом ФССП России списку для донесения голосового сообщения.


Следует обратить внимание, что телефонное извещение лиц, участвующих в исполнительном производстве, не исключает применения иных способов извещения и вызова. Выбор того или иного способа извещения или вызова производится судебным приставом-исполнителем в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств, сложившихся в рамках конкретного исполнительного производства.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ситуации, при которых судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Такое право предоставляется судебному приставу в случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер. В качестве иных обеспечительных мер, например, ст.91 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривает:

- запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

- возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;

- передачу спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;

- приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

- приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста.

Например, ФАС Уральского округа в постановлении от 14 марта 2012 года N Ф09-526/12 указал, что поскольку в силу ч.1 ст.96 Арбитражного процессуального кодекса РФ определение арбитражного суда об обеспечении иска о сносе самовольной постройки приводится в исполнение немедленно, то действия судебного пристава-исполнителя по осмотру территории без извещения и участия лиц, указанных в ст.50 комментируемого закона, которые совершались в рамках исполнительного производства и являлись исполнительными действиями по исполнению судебного акта о принятии обеспечительных мер, не противоречат положениям ч.2 комментируемой статьи и не нарушают прав названных лиц.

В том случае, если судебный пристав в рамках комментируемой нормы не произвел предварительное уведомление, он обязан уведомить лиц, участвующих в исполнительном производстве, о совершении исполнительных действий или о применении мер принудительного исполнения не позднее следующего рабочего дня после дня их совершения или применения.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает правила определения адреса, по которому должно быть направлено соответствующее извещение, а именно:

- по адресам, указанным в исполнительном документе, направляются извещения взыскателю и должнику;

- по месту жительства или месту нахождения направляется извещение, адресованное иному лицу, участвующему в исполнительном производстве. К таким лицам согласно ст.48 комментируемого закона относятся лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе, а также иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие).

Кроме того, извещение может быть направлено по месту работы гражданина, участвующего в исполнительном производстве.

4. Законодатель предоставил лицам, участвующим в исполнительном производстве, право в письменной форме сообщить иной адрес (в том числе адрес электронной почты), по которому судебный пристав-исполнитель должен направлять извещения, либо указать иной способ уведомления и другие сведения, необходимые для своевременного информирования данного лица о ходе исполнительного производства.

Так, например, Второй арбитражный апелляционный суд в постановлении от 2 сентября 2015 года N 02АП-6599/2015 по делу N А82-653/2015 указал, что в заявлении о возбуждении исполнительного производства взыскатель указала адрес для направления постановления о возбуждении исполнительного производства и иных документов. Между тем, в материалах дела не имеется доказательств того, что данное постановление направлялось судебным приставом-исполнителем по указанному адресу. Указанное бездействие судебного пристава-исполнителя является незаконным, поскольку им не исполнены обязанности, закрепленные в ч.4 комментируемой статьи, ч.ч.1, 17 ст.30 комментируемого закона.

5. Согласно ч.5 комментируемой статьи лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом или его заместителем.

ФССП России разработаны Методические рекомендации по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю.

Согласно указанным Методическим рекомендациям основанием для привода является постановление (определение) судьи (суда) или постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное начальником отдела - старшим судебным приставом. Привод не может производиться в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени), за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Привод несовершеннолетнего, не достигшего 16-летнего возраста, производится с согласия его родителей либо его законных представителей. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.

Приказом ФССП России от 11 июля 2012 года N 318 утверждена рекомендуемая форма постановления о приводе.