1. На практике нередко встречаются ситуации, когда по тем или иным причинам стороны исполнительного производства не совершают необходимые действия в установленные сроки либо совершают их с нарушением таких сроков.
Комментируемой статьей установлены последствия пропуска сроков в исполнительном производстве.
Так, ч.1 комментируемой статьи устанавливает следующие последствия пропуска срока, установленного комментируемым законом, иными федеральными законами или судебным приставом-исполнителем для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе:
- наступает ответственность, предусмотренная комментируемым законом и иными федеральными законами. Так, например, в соответствии со ст.112 комментируемого закона в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, на него налагается исполнительский сбор. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, предусмотренного законом, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Например, постановлением ФАС Московского округа от 25 июля 2014 года N Ф05-7459/14 по делу N А41-46321/13 частично удовлетворено требование о снижении размера исполнительского сбора. Согласно обстоятельствам дела должник ссылается на тяжелое финансовое положение и уплату большей части задолженности на основании согласованного с взыскателем графика платежей. Решением суда требование удовлетворено частично, поскольку доказан факт наличия у должника уважительных причин, послуживших непреодолимым препятствием для исполнения им требований исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения;
- требования, содержащиеся в исполнительном документе, сохраняют свою силу.
Таким образом, помимо дополнительных негативных последствий в виде ответственности, предусмотренной федеральными законами, пропуск срока исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не освобождает должника от обязанности исполнить это требование.
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет последствия пропуска срока для обжалования вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц службы судебных приставов.
Отметим, что согласно ст.122 комментируемого закона жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Пропуск срока на обжалование влечет за собой возврат жалобы без рассмотрения по существу и признание жалобы неподанной. Однако данный срок может быть восстановлен в порядке ст.18 комментируемого закона.