Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (постатейный)

Комментарий к статье 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя

1. Комментируемая статья устанавливает правило об обязательности законных требований судебного пристава-исполнителя.

Следует обратить внимание, что законодатель акцентирует внимание на законности требований, т.е. не соответствующие действующему законодательству требования не подлежат исполнению. Иными словами, лицо, в отношении которого судебным приставом-исполнителем вынесены незаконные требования, не обязано эти требования исполнять без каких-либо негативных для данного лица последствий. Вопрос о законности или незаконности требований судебного пристава, как правило, решается в судебном порядке.

Например, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 сентября 2015 года N Ф01-3694/2015 по делу N А79-1119/2015 отказано в удовлетворении требования о признании недействительным требования судебного пристава-исполнителя. Согласно обстоятельствам дела пристав обязал администрацию города указать в градостроительном плане земельного участка объект капитального строительства, нанести на ситуационный план санитарно-защитную зону производственно-коммунальных объектов. Решением суда в удовлетворении заявленного требования отказано, поскольку оспариваемое требование вынесено судебным приставом-исполнителем в целях надлежащего исполнения администрацией исполнительного документа и не противоречит нормам действующего законодательства.

Субъектами, в отношении которых судебный пристав предъявляет требования, являются:

- государственные органы, под которыми следует понимать органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

- органы местного самоуправления, т.е. избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");

- граждане - согласно ст.1 комментируемого закона под гражданами следует понимать любых физических лиц, в т.ч. иностранных граждан и лиц без гражданства;

- организации, т.е. юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (см. ст.1 комментируемого закона).

Следует обратить внимание и на территориальный признак действия требований судебного пристава-исполнителя. Согласно ч.1 комментируемой статьи указанные требования обязательны к исполнению только на территории Российской Федерации.

2. Согласно ч.2 комментируемой статьи в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры принудительного исполнения и налагает на должника исполнительский сбор.

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ст.68 комментируемого закона).


Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ст.112 комментируемого закона).


Более подробно о данных мерах см. комментарий к указанным статьям.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность по следующим составам правонарушений:

- воспрепятствование законной деятельности должностного лица ФССП, находящегося при исполнении служебных обязанностей (ст.17.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Данное правонарушение наказывается административным штрафом, размер которого составляет для граждан от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, для должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей;


- нарушение законодательства об исполнительном производстве (ст.17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях). В частности, предусмотрена ответственность за невыполнение должником законных требований судебного пристава-исполнителя, представление должником недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника и др.;


- неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях). К ответственности в рамках указанной статьи может быть привлечен должник, в том числе должник - оператор поисковой системы.