Действующий

Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах (с изменениями на 4 марта 2019 года)

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 14 октября 2016 года N ММВ-7-18/560@

Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах

(с изменениями на 4 марта 2019 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФНС России от 4 марта 2019 года N ММВ-7-18/109@.

____________________________________________________________________



В целях повышения эффективности защиты интересов налоговых органов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, усиления ответственности должностных лиц налоговых органов за результаты работы по представлению интересов в судах, недопущения формирования судебной практики, влекущей потери бюджета, а также выработки единых принципов и правил взаимодействия налоговых органов по осуществлению судебной работы

приказываю:

1. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня, межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить контроль за представлением интересов государства при рассмотрении споров с участием налоговых органов в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (первой, апелляционной, кассационной инстанций арбитражного суда округа), кассационной инстанции Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и надзорной инстанции, за направлением в указанные суды обоснованных и подтвержденных доказательствами заявлений, отзывов, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб и иных процессуальных документов.

Установленный настоящим приказом порядок взаимодействия ФНС России и территориальных налоговых органов по осуществлению судебной работы применяется к делам о банкротстве в случае, если иное не установлено порядком разграничения полномочий между центральным аппаратом ФНС России и территориальными налоговыми органами в соответствии с пунктом 9 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собрании кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 N 219 "О порядке голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов".

При принятии решения о направлении апелляционных, кассационных и надзорных жалоб учитывается сложившаяся устойчивая судебная практика, в частности, решения Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющие свое действие постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, а также сохраняющие свое действие информационные письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, судебные акты арбитражных судов округов и Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по соответствующему вопросу с учетом аналогичной аргументации.

Решение территориального налогового органа о необжаловании судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном производстве принимается путем согласования руководителем (исполняющим обязанности руководителя) соответствующего территориального налогового органа докладной записки начальника юридического (правового) отдела налогового органа (по делам о банкротстве - начальника структурного подразделения, ответственного за обеспечение процедур банкротства). Докладная записка должна содержать аргументированную позицию территориального налогового органа (с учетом всех обстоятельств, рассмотренных судом при вынесении решения в пользу налогоплательщика) со ссылкой на нормативные акты и судебную практику.

В целях настоящего приказа при определении размера требований подлежат учету суммовые показатели, в том числе: суммы налогов (сборов), пени и налоговых санкций, доначисленные (уменьшенные) по решению налогового органа; суммы налогов (сборов), пени и налоговых санкций, указанные в требовании налогового органа (в случае, когда требование налогового органа является предметом отдельного иска); суммы налога на добавленную стоимость, в отношении которых заявлено требование об обязании налоговых органов возместить (возвратить, зачесть); суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов (сборов, иных платежей), в отношении которых заявлено требование о возврате (зачете); суммы заявленных к возврату процентов за нарушение установленных законодательством сроков; суммы налогов (сборов), в отношении которых имеется вопрос о признании обязанности по уплате налогов (сборов) исполненной, суммы уменьшенного убытка по налогу на прибыль организаций, умноженного на коэффициент 0,3.

Сумма требований в делах о банкротстве определяется суммой требований по соответствующему обособленному спору в деле о банкротстве. В случае если сумма по обособленному спору больше, чем общая сумма задолженности должника по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией, либо сумма по обособленному спору не подлежит определению, сумма требований определяется как общая сумма задолженности должника по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить:

представление интересов налоговых органов специалистами управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в судебных спорах по заявлениям налогоплательщиков о признании незаконными решений налоговых органов, вынесенных в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, вне зависимости от суммы рассматриваемых требований;

обязательное участие специалистов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в подготовке материалов и представлении интересов налоговых органов в судах по оспариваемым суммам требований свыше 30 миллионов рублей (руководителям Управления ФНС России по Московской области, Управления ФНС России по Санкт-Петербургу - по оспариваемым суммам требований свыше 50 миллионов рублей, руководителю Управления ФНС России по г.Москве - по оспариваемым суммам требований свыше 100 миллионов рублей);

правовое сопровождение и участие по судебным делам, рассмотрение которых может иметь значение для формирования судебной практики, вне зависимости от суммы заявленных требований;

надлежащую подготовку процессуальных документов, жалоб и отзывов к ним в строгом соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить представление в Правовое управление информации о судебных спорах, в отношении следующих категорий судебных дел:

по оспариваемым суммам требований свыше 300 миллионов рублей (в том числе по делам в отношении одного или нескольких налогоплательщиков при совершении им (ими) аналогичных нарушений, общая сумма требований по которым составляет свыше 300 миллионов рублей, если нарушения носят методологический характер);

при наличии спора по вопросу, рассмотрение которого может иметь значение для формирования судебной практики, вне зависимости от суммы заявленных требований;

при применении положений действующих международных налоговых соглашений и (или) совершения сделок с участием контрагентов зарубежных стран в отсутствие таких соглашений (в том числе статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации, применении концепции конечного бенефициара (лица, имеющего фактическое право на доход).

Информация по рассматриваемому спору подлежит представлению строго по форме согласно приложению N 1 к настоящему приказу (Информация о судебном споре). Материалы судебного дела направляются с сопроводительным письмом, содержащим указанную информацию.

Информация по рассматриваемому спору подлежит представлению единовременно в течение пяти рабочих дней после получения налоговым органом определения о принятии дела к производству (повестки о рассмотрении спора в суде общей юрисдикции) или даты поступления в налоговый орган заявления или даты опубликования на официальном сайте суда общей юрисдикции или арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Представлению подлежат: копии оспариваемых ненормативных правовых актов территориального налогового органа, заявлений (исковых заявлений) налогоплательщиков, определений о принятии дела к производству (повесток о рассмотрении спора в суде общей юрисдикции).

Информация по настоящему пункту по делам о банкротстве, а также спорам, связанным с делами о банкротстве, представляется в Управление обеспечения процедур банкротства по основаниям в порядке и сроки, установленные настоящим пунктом, с учетом абзаца второго пункта 1 настоящего приказа.

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить представление на постоянной основе в Правовое управление информации о рассматривающихся судебных делах, указанных в пункте 3 настоящего приказа.

Информация по данным делам подлежит предоставлению в Правовое управление ежемесячно, не позднее 5 числа каждого календарного месяца. Информация подлежит представлению строго по форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу (Информация по значимому делу).