Рис.1
Чтобы тракторист-машинист не сбился с порядкового номера междурядий, которые в первую очередь необходимо обработать и которые служат ориентирами (в данном случае 1, 5, 9-е, затем 10, 14-е и т.д.) для последовательной обработки следующих междурядий при заездах в них, эти междурядья-ориентиры предварительно обозначают на поворотных полосах ямками, вешками или кольями. Таким образом, при каждом повороте расстояние, которое проходит агрегат при заездах в междурядья, остается постоянным.
Расстояние между междурядьями-ориентирами выбирается в зависимости от ширины междурядья и состава агрегата. Если трактор дважды или несколько раз проходит по одному и тому же междурядью, последовательность обработки не нарушается.
Выработка тракторных агрегатов в значительной степени зависит от правильного выбора режима работы трактора. Скоростной режим работы агрегата выбирается в зависимости от качества работ, производительности труда и стоимости работ.
При определении скоростного режима необходимо руководствоваться:
возможностью маневрирования скоростями;
учетом максимально возможных скоростей движения агрегата в соответствии с требованиями агротехники и правил техники безопасности.
Допустимые скорости движения агрегата:
при пахоте почвы плугами со стандартными корпусами - 7 км/ч;
при дисковании, культивации почвы - 8 км/ч;
при бороновании почвы - 6,5 км/ч;
при посадке леса - 2,6 км/ч;
при уходе за лесокультурами - 5,0 км/ч.
Организация бесперебойного и качественного обслуживания машинно-тракторных агрегатов в полевых условиях - одно из основных условий производительного использования техники.
Обслуживание по характеру выполнения работ делится на техническое и технологическое.
Улучшения технического обслуживания, направленного на поддержание машинно-тракторных агрегатов в работоспособном состоянии, и снижения затрат времени на выполнение этих операций можно добиться за счет:
механизации отдельных операций при проведении технического обслуживания агрегата;
внедрения механизированной заправки тракторов;
организации работы автопередвижных мастерских;
применения диспетчерской службы.
В условиях лесхозов для ежедневной оперативной связи между стационарными ремонтными мастерскими, тракторными бригадами, отдаленными на большие расстояния, автопередвижными мастерскими и отдельными тракторами, которые находятся на объектах работ, целесообразно создать диспетчерскую систему управления.
Чем меньше простаивает трактор по технологическим причинам, к которым относятся загрузка агрегата посадочным материалом, семенами, очистка рабочих органов машин-орудий от сорняков, налипшего грунта, тем больше он работает в борозде, а значит, выше его производительность.
Для лесопосадочных агрегатов необходимо рассчитывать нужное количество сеянцев и саженцев на каждый объект работ (участок), своевременно доставлять посадочный материал и равномерно прикапывать его в соответствии с величиной и конфигурацией участка, обеспечивать предварительную, качественную сортировку посадочного материала.
Перед началом работ составляется схема, состоящая из таблицы 3.1 и графика последовательности выполнения трудового процесса, представленного на рисунке 2.