В комментируемой статье закреплены общие положения о реализации гражданами своего права на выбор места работы. Данные положения развивают положение п.2 ст.1 комментируемого Закона о том, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Как говорилось в комментарии к указанной статье, это положение закреплено соответственно норме ч.1 ст.37 Конституции РФ, в которой провозглашено, что труд свободен и что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Пункт 1 комментируемой статьи называет три способа реализации права граждан на выбор места работы:
1) путем прямого обращения к работодателю.
В прежней редакции рассматриваемого пункта в скобках непосредственно указывалось, кого охватывает понятие "работодатель" - организация (юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения. Это указание Федеральным законом от 10 января 2003 года N 8-ФЗ исключено, поскольку соответствующая регламентация относится к сфере действия трудового законодательства. Понятие работодателя как стороны трудовых отношений определено в ч.4 ст.20 ТрК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ) - это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Там же указано, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Для целей ТрК РФ согласно ч.5 указанной ст.20 данного Кодекса работодателями - физическими лицами признаются: физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности; физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства;
2) путем бесплатного посредничества органов службы занятости.
Содействие гражданам в поиске подходящей работы (как и работодателям в подборе необходимых работников) отнесено положением подп.8 п.1 ст.7_1-1 комментируемого Закона к государственным услугам, оказываемым органами государственной власти субъектов РФ в рамках реализации полномочий в области содействия занятости населения. Приказом Минтруда России от 13 ноября 2012 года N 524н утвержден федеральный государственный стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
3) с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
Деятельность, связанная с трудоустройством граждан России за пределами территории России, в соответствии со ст.18 комментируемого Закона является лицензируемым видом деятельности. Статья 18_1 данного Закона регламентирует осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала). Как определено в п.1 указанной статьи, осуществление такой деятельности - это направление временно работодателем своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников, для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны (см. коммент. к указанным статьям).
В пункте 2 комментируемой статьи указано, что решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора между работодателем и лицом, принимаемым на работу. При этом данный пункт в отношении порядка и условий заключения трудовых договоров при трудоустройстве отсылает к законодательству РФ о труде. В прежней редакции положений рассматриваемого пункта использовалось понятие "трудовой договор (контракт)", а не "трудовой договор". Изменение внесено Федеральным законом от 10 января 2003 года N 8-ФЗ, чем эти положения приведены в соответствие с положениями ТрК РФ. В данном Кодексе используется понятие "трудовой договор", в то время как в его "предшественнике" - Кодексе законов о труде РФ, утв. Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 года, использовалось понятие "трудовой договор (контракт)".
________________
Ведомости ВС РСФСР, 1971, N 50, ст.1007.
Понятие трудового договора определено в ч.1 ст.56 ТрК РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 года N 116-ФЗ) - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Заключение трудового договора регламентировано положениями гл.11 ТрК РФ, которая содержит в т.ч. статью 67, посвященную форме трудового договора. Согласно общим правилам ч.1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ): трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами; один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя; получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
При этом частями 2 и 3 указанной статьи 67 ТрК РФ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ) предусмотрено следующее:
трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом;
при заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.