Комментарий к Закону Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 7_1. Полномочие Российской Федерации, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации


В комментируемой статье говорится о полномочии России, переданном для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Данная статья, как и предыдущая статья, определяющая полномочия федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения, изложены полностью в новой редакции Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ, которым одновременно комментируемый Закон дополнен статьей 7_1-1, посвященной полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения.

Положения п.1 комментируемой статьи относят к полномочию России, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде:

1) пособия по безработице;

2) стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (до внесения Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ изменения, обусловленного принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", указывалось на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации) по направлению органов службы занятости;

3) материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;

4) материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (до внесения Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ изменения, обусловленного принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", указывалось на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации) по направлению органов службы занятости;

5) пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в т.ч. назначаемую досрочно (первоначально говорилось о трудовой пенсии по старости, а не о страховой пенсии по старости; изменения внесены Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ в связи с принятием Федерального закона "О страховых пенсиях").

Возможность передачи федеральными законами для осуществления органам государственной власти субъектов РФ полномочий России по предметам ведения России (как и полномочий России по предметам совместного ведения России и субъектов РФ) предусмотрена в п.7 ст.26_3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Положениями п.7 ст.26_3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлены требования к содержанию федеральных законов, предусматривающих передачу отдельных полномочий России по предметам ведения России и (или) по предметам совместного ведения России и субъектов РФ для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Соответственно этим положениям и закреплены нормы комментируемой статьи.

Так, в соответствии с данным пунктом (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ) соответствующие федеральные законы должны содержать положения, определяющие:

________________

www.pravo.gov.ru, 2015, 13 июля.


перечень переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ полномочий (далее - переданные полномочия);

федеральные органы исполнительной власти, ответственные за организацию и осуществление контроля, мониторинга эффективности и качества осуществления переданных полномочий;

права и обязанности федеральных органов исполнительной власти, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, связанные с осуществлением органами государственной власти субъекта РФ переданных полномочий, и (или) права и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по осуществлению переданных полномочий;

порядок определения общего объема субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ или из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для осуществления переданных полномочий и показатели (критерии) распределения общего объема таких субвенций. Общий объем таких субвенций должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления переданных полномочий;

представление высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) отчетности об осуществлении переданных полномочий;

порядок изъятия переданных полномочий у органов государственной власти субъекта РФ, возврата субвенций, предоставленных бюджету субъекта РФ, бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования для осуществления переданных полномочий, в случае изъятия данных полномочий у соответствующего органа государственной власти субъекта РФ, а также права и обязанности руководителей федеральных органов исполнительной власти по осуществлению контроля за осуществлением органами государственной власти субъекта РФ переданных полномочий, включая:

право выносить высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ предписания (представления) об устранении нарушений, выявленных при осуществлении переданных полномочий, подлежащие обязательному рассмотрению в тридцатидневный срок;

право вносить высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) представления об освобождении от занимаемой должности его заместителей и руководителей соответствующих органов исполнительной власти субъекта РФ, ответственных за осуществление переданных полномочий, в случаях их ненадлежащего исполнения (неисполнения), которые подлежат рассмотрению высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в десятидневный срок.

В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что финансовое обеспечение осуществления переданного полномочия, указанного в п.1 данной статьи, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "субвенции"). Это же правило содержится в п.7 ст.26_3 и п.2 ст.26_20 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ). Об этом же говорится и в норме п.1 ст.133 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ), определяющей, что под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий России, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

________________

СЗ РФ, 2007, N 18, ст.2117.


Пункт 3 комментируемой статьи регламентирует определение общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, - этот объем подлежит определению на основе методики, утвержденной Правительством РФ, исходя из численности безработных граждан и размеров социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. В соответствии с данной нормой Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1064 утверждена Методика определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г.Байконура на реализацию переданного для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

________________

СЗ РФ, 2012, N 1, ст.109.


Согласно пункту 1 ст.26_20 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ) общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету субъекта РФ на осуществление полномочий, указанных в п.7 и 7_1 ст.26_3 данного Закона (т.е. полномочий России, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта РФ, за счет субвенций из федерального бюджета), определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Как установлено в п.2 ст.133 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ), проект распределения субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета между субъектами РФ вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении. Там же предусмотрено, что при этом допускается утверждение не распределенной между субъектами РФ субвенции в объеме, не превышающем 5% процентов общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между субъектами РФ в порядке, установленном Правительством РФ, на те же цели в процессе исполнения федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

В пункте 1 ст.133 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ) установлено, что субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета распределяются между субъектами РФ в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством РФ в соответствии с требованиями данного Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ. В соответствии с п.2 ст.26_20 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ) субвенции из федерального бюджета распределяются между субъектами РФ пропорционально численности населения или потребителей соответствующих бюджетных услуг с учетом объективных условий, оказывающих влияние на стоимость предоставления таких бюджетных услуг, и утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год по каждому субъекту РФ.