Комментарий к Закону Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 4. Подходящая и неподходящая работа


В комментируемой статье установлены критерии, в соответствии с которыми работа определяется в качестве подходящей или неподходящей. Неподходящая работа не может предлагаться при подборе зарегистрированным гражданам и безработным гражданам подходящей работы. Как говорилось выше (см. коммент. к ст.3 Закона), Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 года N 891 утверждены Требования к подбору подходящей работы. Названный документ согласно его п.1 определяет требования к подбору гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы (обозначается в данном документе "зарегистрированные граждане"), и безработным гражданам подходящей работы.

Пункт 1 комментируемой статьи определяет, что подходящей считается такая работа, в т.ч. работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации (до внесения Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ изменения, обусловленного принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", указывалось на уровень профессиональной подготовки), условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Согласно пунктам 2-4, 6-8, 11 и 12 названных выше Требований к подбору подходящей работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 года N 891 (в ред. Постановления Правительства РФ от 6 марта 2015 года N 201):

________________

www.pravo.gov.ru, 2015, 13 марта.


подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей (п.2);

подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях (п.3);

зарегистрированным гражданам, не предъявившим при постановке на регистрационный учет документов, подтверждающих уровень образования и квалификацию, опыт и навыки работы, выдаются содержащиеся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей предложения оплачиваемой работы, включая работу временного характера, не требующей предварительной подготовки, отвечающей требованиям трудового законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с учетом транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях (п.4);

для зарегистрированных граждан, вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после увольнения по любым основаниям, подходящей считается работа, в т.ч. работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места (п.6);

для зарегистрированных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), имеющих профессию (специальность), вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после окончания обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессии (специальности) с учетом уровня квалификации, состоянию здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места (п.7);

зарегистрированным гражданам, впервые ищущим работу, ранее не работавшим и при этом не имеющим профессии (специальности), выдается не более двух предложений о профессиональном обучении или направлений на оплачиваемую работу, включая работу временного характера, требующую или не требующую (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающую требованиям трудового законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (п.8);

зарегистрированным гражданам и безработным гражданам, имеющим несколько профессий (специальностей), подбор подходящей работы осуществляется с учетом имеющихся профессий (специальностей), уровня квалификации, опыта и навыков работы (п.11);

при предложении подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдаются направления на работу. Кандидатуры граждан в случае их согласия на подходящую работу согласовываются с работодателями. Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдается не более 2 направлений на работу одновременно (п.12).

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. До внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменения указывалось, что данное полномочие осуществляется соответствующим органом местного самоуправления. Соответственно рассматриваемой норме в п.5 названных выше Требований к подбору подходящей работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 года N 891, установлено, что при подборе подходящей работы транспортная доступность рабочего места определяется с учетом максимальной удаленности подходящей работы от места жительства зарегистрированных граждан и безработных граждан.

В пункте 3 комментируемой статьи определены категории граждан, для которых считается подходящей оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы (указание на общественные работы включено Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 175-ФЗ; организация общественных работ регламентирована положениями ст.23 комментируемого Закона), требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "трудовое законодательство", до внесения Федеральным законом от 10 января 2003 года N 8-ФЗ изменения указывалось на законодательство РФ о труде):

впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации (до внесения Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ изменения, обусловленного принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", указывалось на отсутствие профессии (специальности)); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства (указание на вышедших из таких членов включено Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 367-ФЗ) в установленном законодательством РФ порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия (рассматриваемые положения излагались Федеральным законом от 10 января 2003 года N 8-ФЗ полностью в новой редакции; как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, эти изменения позволят усилить социальную защиту выпускников профессиональных образовательных учреждений, для них будет считаться подходящей работа с учетом имеющейся профессии (специальности), а не любая оплачиваемая работа или общественные работы);

отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование (до внесения Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ изменения, обусловленного принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", указывалось на отказ повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку) после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Сезонным работам посвящена статья 293 ТрК РФ, в ч.1 которой (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ) определено, что сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев. В соответствии с ч.2 указанной статьи перечни сезонных работ, в том числе отдельных сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства.

Как отмечено в Постановлении КС России от 6 октября 2015 года N 24-П, правовое регулирование, устанавливающее дифференцированный подход к определению критериев подходящей работы и размера пособия по безработице в отношении безработных граждан, состоявших в трудовых отношениях и уволенных из организаций по любым основаниям (за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ), с одной стороны, и иных безработных граждан, в том числе имевших ранее статус индивидуального предпринимателя, и лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, с другой стороны, основано, как неоднократно указывал КС России, на объективных критериях, в частности, таких как отсутствие предшествующей трудовой деятельности или продолжительность перерыва в трудовой деятельности; соответствующая дифференциация, учитывающая, кроме того, различия в правовом статусе лиц, работающих по трудовому договору, и лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, сама по себе не может расцениваться как нарушающая конституционный принцип равенства или ограничивающая право на защиту от безработицы (Определения от 21 декабря 2006 года N 559-О, от 12 апреля 2011 года N 550-О-О, от 29 мая 2012 года N 1002-О, от 24 сентября 2013 года N 1329-О и др.).

Положения п.4 комментируемой статьи определяет работу, которая не может считаться подходящей (в названии данной статьи она названа неподходящей). Соответственно, такая работа не может предлагаться при подборе зарегистрированным гражданам и безработным гражданам подходящей работы.

Согласно рассматриваемому пункту не может считаться подходящей:

1) работа, связанная с переменой места жительства без согласия гражданина.

Следует подчеркнуть, что речь идет лишь о случае отсутствия согласия гражданина на перемену места жительства для получения работы. Статья 22_1 комментируемого Закона предусматривает содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости. Как установлено в п.1 указанной статьи, органы службы занятости содействуют безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности); органы службы занятости содействуют безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности);

2) работа в условиях труда, не соответствующих правилам и нормам по охране труда.

Охране труда посвящен раздел X ТрК РФ, в ст.209 которого (здесь и далее в ред. Федеральных законов от 24 июля 2009 года N 206-ФЗ) наряду с прочим даны следующие определения: охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; требования охраны труда - это государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда; стандарты безопасности труда - это правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

________________