Комментарий к Закону Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (постатейный)

     

Комментарий к статье 1. Занятость граждан


Пункт 1 комментируемой статьи содержит легальное определение понятия "занятость" (как следует из названия статьи, данное понятие равнозначно понятию "занятость граждан"). Этим определением охватываются три признака, совокупность которых характеризует деятельность граждан в качестве занятости: 1) деятельность связана с удовлетворением личных и общественных потребностей; 2) деятельность не противоречит законодательству РФ; 3) деятельность, как правило, приносит гражданам заработок, трудовой доход (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "заработок").

Граждане, которые считаются занятыми, определены в ст.2 комментируемого Закона. Здесь же представляется целесообразным отметить следующее.

Приказом Росстата от 31 декабря 2015 года N 680 утверждена Официальная статистическая методология формирования системы показателей трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы, рекомендованных 19-ой Международной конференцией статистиков труда . Названная Методология разработана в целях формирования показателей, характеризующих трудовую деятельность и недоиспользование рабочей силы. При подготовке данной Методологии использованы рекомендации 19-ой Международной конференция статистиков труда (октябрь 2013 года, г.Женева) в форме резолюции I "Резолюции о статистике трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы". В рамках данной Методологии предложены подходы по применению обновленных стандартов в области статистики труда и система показателей для разработки данных в 2016-2017 годы.

________________

СПС.


Как отмечено в названной Методологии, выделяются пять взаимоисключающих форм трудовой деятельности в соответствии с п.7 Резолюции I для самостоятельного измерения каждой из них. Эти формы трудовой деятельности определяются на основе предполагаемого назначения продукции (для собственного конечного использования либо для использования другими лицами, т.е. другими экономическими единицами) и характера сделки, лежащей в основе обмена (денежных или неденежных операций и трансфертов):

трудовая деятельность по производству товаров и услуг для собственного использования означает производство товаров и услуг для собственного конечного использования;

занятость означает трудовую деятельность, выполняемую в обмен на оплату или прибыль;

неоплачиваемый труд стажеров или лиц, проходящих профессионально-техническую подготовку, означает трудовую деятельность, выполняемую безвозмездно в интересах других лиц в целях приобретения трудового опыта или профессиональных навыков;

трудовая деятельность волонтеров означает необязательную трудовую деятельность, выполняемую безвозмездно в интересах других лиц;

другие виды трудовой деятельности (такие, как неоплачиваемые общественные услуги и работа, выполняемая в местах лишения свободы по решению суда или аналогичного органа, либо неоплачиваемая военная или альтернативная гражданская служба (значение понятия приведено в целях данной Методологии), т.е. обязательные работы, выполняемые безвозмездно в интересах других лиц, которые могут учитываться в качестве отдельной формы трудовой деятельности с целью их измерения).

В пункте 2 комментируемой статьи указано, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Данное положение закреплено соответственно норме ч.1 ст.37 Конституции РФ, в которой провозглашено, что труд свободен и что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Пункт 2 комментируемой статьи также указывает, что принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Данное положение закреплено соответственно норме ч.2 той же ст.37 Конституции РФ, устанавливающей, что принудительный труд запрещен. В свою очередь, это конституционное положение соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ, в т.ч. положениям ст.8 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года (ратифицирован Постановлением Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 года N 4812-VIII), ст.4 "Запрещение рабства и принудительного труда" Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г.Риме 4 ноября 1950 года (ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ), Конвенции N 29 Международной организации труда "Относительно принудительного или обязательного труда", заключенной в г.Женеве 28 июня 1930 года (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1956 года).

________________

Ведомости ВС СССР, 1976, N 17, ст.291.

Ведомости ВС СССР, 1973, N 40, ст.564.

СЗ РФ, 2001, N 2, ст.163.

СЗ РФ, 1998, N 14, ст.1514.

Ведомости ВС СССР, 1956, N 13, ст.279.

Ведомости ВС СССР, 1956, N 12, ст.253.


Норма ч.2 ст.37 Конституции РФ продублирована в ч.1 ст.4 "Запрещение принудительного труда" ТрК РФ. При этом названной статьей Кодекса также предусмотрено следующее (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ):

________________

СЗ РФ, 2006, N 27, ст.2878.


принудительный труд - это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в т.ч.: в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности (ч.2);

к принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с данным Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в т.ч. в связи с: нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами (ч.3);

для целей данного Кодекса принудительный труд не включает в себя: работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами; работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Помимо прочего в п.2 комментируемой статьи установлено, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Как представляется, данное положение следует расценивать как отказ от преемственности с правовым регулированием, действовавшим до формирования новой государственности.

Так, Уголовный кодекс РСФСР , утв. Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 года, содержал статьи 209 и 209_1, предусматривавшие уголовную ответственность соответственно за занятие бродяжничеством или попрошайничеством либо ведение иного паразитического образа жизни и за злостное уклонение от выполнения решения о трудоустройстве и прекращении паразитического существования. Как разъяснялось в п.1 Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 декабря 1984 года "О порядке применения статьи 209 Уголовного кодекса РСФСР", в соответствии со ст.209 данного Кодекса следует понимать: под занятием бродяжничеством - скитание лица, не имеющего постоянного места жительства, из одного населенного пункта в другой либо в одном городе (районе) из одного места в другое, проживающего на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда более четырех месяцев подряд или в течение года в общей сложности более четырех месяцев; под занятием попрошайничеством - проживание лица на нетрудовые доходы, добываемые путем выпрашивания у посторонних граждан денег, продуктов питания, одежды и иных материальных ценностей; под ведением иного паразитического образа жизни - длительное, более четырех месяцев подряд или в течение года в общей сложности более четырех месяцев, проживание совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда.