Недействующий

Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием и спортивной подготовкой детей (утратил силу с отчета за 2018 год на основании приказа Росстата от 31.08.2018 N 534)

1.1. Общие сведения


В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).


В графе 3 приводится численность учащихся, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам для детей и занимающихся по программам спортивной подготовки, независимо от продолжительности их обучения в течение года, путем суммирования численности за весь год.

Если ребенок обучался в период с января по май, с продолжением обучения в сентябре - декабре, сведения о таком ребенке показываются только один раз.

Если один и тот же ребенок занимается не по одному, а по нескольким направлениям в одной организации, то сведения о нем показываются по каждому направлению, по которому обучается ребенок.

В графе 4 из общей численности учащихся (занимающихся) (из графы 3) приводится численность девочек.

В графе 5 из общей численности учащихся (занимающихся) (из графы 3) выделяются дети с ограниченными возможностями здоровья, в графе 7 - дети-инвалиды.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Статья 2) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.


Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст.1 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95. При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации понятие "инвалид" и "лицо с ограниченными возможностями здоровья" не являются идентичными.


Из общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья (из графы 5) и детей-инвалидов (из графы 7) выделяются девочки (соответственно графы 6 и 8).

По строкам 01-08 численность учащихся распределяется по направлениям дополнительных общеобразовательных программ:

- техническое (строка 01) - начальное моделирование, электрифицированные игрушки, изучение и применение микрокалькуляторов; изучение и конструирование техники (автолюбители, мотолюбители, картинг, багги, конструирования малогабаритной техники, юных комбайнеров, трактористов); электротехника, радиотехника, электронная техника; юные рационализаторы и изобретатели; информатика и вычислительная техника и др.;

- естественнонаучное (строка 02) - учебно-исследовательская деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика, химия, физика, информатика, геология, география, природоведение, медицина и др.;

- туристско-краеведческое (строка 03) - развитие познавательных, исследовательских навыков по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа; пеший, горный, водный, вело- и другие виды туризма, альпинизм, и др.;

- социально-педагогическое (строка 04) - социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социокультурная адаптация детей, в том числе мигрантов и др.; коррекция и социокультурная реабилитация детей с ОВЗ, инклюзия; основы медиаинформационных технологий, основы психологии, социологии, политологии и права, игротехники и игровое конструирование, профориентация и предпрофессиональная подготовка; подготовка к ЕГЭ;

- в области искусств по общеразвивающим и предпрофессиональным программам (строки 05, 06) - музыкальное искусство (фортепиано, струнные, духовые и ударные, народные инструменты, инструменты эстрадного оркестра, ансамбли, сольный вокал, хоровое пение, музыкальный фольклор); изобразительное искусство (живопись, акварельная живопись, декоративно-прикладное творчество, дизайн), хореографическое (хореографическое творчество, искусство балета), эстрадно-джазовое творчество, театральное искусство, цирковое искусство, архитектурное искусство, художественное слово, литературное творчество, кино-фото-видео искусства и др.

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного искусства, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств (п.3 ст.83 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");

- в области физической культуры и спорта по общеразвивающим и предпрофессиональным программам (строки 07, 08) - образовательный и тренировочный процесс, направленный на общую физическую подготовку (общеразвивающие программы) и по группам видов спорта в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 N 730 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам (предпрофессиональные программы)".

Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы; дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки (п.3 ст.84 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

По строке 09 приводится численность занимающихся по программам спортивной подготовки в физкультурно-спортивной организации.

Программа спортивной подготовки - программа поэтапной подготовки физических лиц по виду спорта (спортивным дисциплинам), определяющая основные направления и условия спортивной подготовки на каждом ее этапе, разработанная и реализуемая организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки (п.10 ст.2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").


Спортивная подготовка - тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки (п.15.1 ст.2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").


По строкам 10, 11 приводится численность учащихся (занимающихся), обучавшихся с использованием сетевой, электронной и дистанционной форм обучения.

Сетевая форма (строка 10) реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости - с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (ст.15 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").