1. Комментируемая статья посвящена лицензионным требованиям, понятие которых определено в п.7 ст.3 комментируемого Закона как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства РФ и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. В комментарии к указанной статье говорилось, что Закон 2001 года о лицензировании использовал понятие "лицензионные требования и условия", определяемое в п.1 его ст.2 как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Часть 1 комментируемой статьи предусматривает, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ. Данная норма соответствует такому основному принципу осуществления лицензирования, указанному в п.4 ст.4 комментируемого Закона, как установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Полномочие Правительства РФ по утверждению положений о лицензировании конкретных видов деятельности закреплено в п.2 ч.1 ст.5 данного Закона.
Закон 2001 года о лицензировании не содержал отдельной нормы, подобной той, которая содержится в ч.1 комментируемой статьи, но соответствующее регулирование следовало из приведенного выше определения понятия "лицензионные требования и условия", данного в п.1 ст.2 названного Закона, а также положения его ст.5, относящего к полномочиям Правительства РФ утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
2-3. В части 2 комментируемой статьи определено, что лицензионные требования включают требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования. При этом отдельно упомянуто, что к таким требованиям относятся и требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи (о данных требованиях см. ниже).
В Законе 2001 года о лицензировании такое регулирование прямо не предусматривалось. Соответственно, норма ч.2 комментируемой статьи является нововведением, хотя и не имеющим характера кардинального изменения. Уточняющими нововведениями также являются положения ч.3 данной статьи, предусматривающие требования, которые с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены в перечень лицензионных требований.
Следует отметить, что перечень таких требований сформулирован закрытым, что соответствует такому упомянутому выше основному принципу осуществления лицензирования, указанному в п.4 ст.4 комментируемого Закона, как установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В пункте 5 ч.3 комментируемой статьи указано на "иные" требования, нежели предусмотренные другими пунктами данной части. В первоначальной редакции данного пункта шла речь только о требованиях, установленных федеральными законами, указанными в ч.4 ст.1 комментируемого Закона, т.е. федеральными законами, которые могут устанавливать особенности лицензирования таких видов деятельности, как: оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание; частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность; образовательная деятельность. Однако Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ исключено указание на эти федеральные законы. Соответственно, в действующей редакции п.5 ч.3 комментируемого Закона говорится о любых федеральных законах.
________________