Комментарий к Федеральному закону от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (постатейный)

Комментарий к статье 2. Цели, задачи лицензирования отдельных видов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности

1. Комментируемая статья определяет цели, задачи лицензирования отдельных видов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности. Закон 2001 года о лицензировании в рамках такой регламентации только определял критерии определения лицензируемых видов деятельности, указывая в ст.4, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В основе данного регулирования лежит норма ч.3 ст.55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На это прямо указывалось в Определении КС РФ от 25 февраля 2010 года N 375-О-О, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на изложенную выше ст.4 Закона 2001 года о лицензировании. В этой жалобе заявитель оспаривал конституционность указанной статьи в той части, в какой она относит к лицензируемым те виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, поскольку полагал, что данные критерии носят неопределенный характер и позволяют относить к лицензируемым любые виды деятельности.

________________

СПС.


В качестве целей осуществления лицензирования отдельных видов в ч.1 комментируемой статьи названо предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Наряду с этим, данная часть устанавливает, что осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Данные положения реализуют приведенную выше конституционную норму, закрепляющую цели, для достижения которых права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом.

2. Часть 2 комментируемой статьи называет задачи лицензирования отдельных видов деятельности - это предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (при этом в юридико-технических целях введены сокращенные обозначения: "юридическое лицо" и "индивидуальный предприниматель") требований, которые установлены комментируемым Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

В данной части также установлено, во-первых, что соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии и, во-вторых, что их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Эти требования являются основой для установления лицензионных требований, понятие которых определено в п.7 ст.3 комментируемого Закона как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства РФ и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. В комментарии к данной статье указывалось, что Закон 2001 года о лицензировании использовал понятие "лицензионные требования и условия", определяемое в п.1 его ст.2 как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Рассматривая задачи лицензирования отдельных видов деятельности, представляется уместным упомянуть об ответственности за нарушения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

В части 1 ст.171 "Незаконное предпринимательство" (диспозиция в ред. Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ) установлена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Часть 2 названной статьи предусматривает повышенные санки за то же деяние: а) совершенное организованной группой; б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере. Согласно примечанию к ст.169 УК РФ крупным доходом признается доход в сумме, превышающей 1 миллион 500 тысяч рублей, особо крупным - 6 миллионов рублей.

________________

www.pravo.gov.ru, 2011, 8 декабря.


Отдельно установлена уголовная ответственность за осуществление соответствующих видов деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), статьями 172 "Незаконная банковская деятельность", 235 "Незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности" (наименование в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ) и 235.1 "Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий" (введена Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 532-ФЗ) УК РФ.

________________

www.pravo.gov.ru, 2013, 25 ноября.

www.pravo.gov.ru, 2014, 31 декабря.


В Постановлении Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 года N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве" (наименование в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 7 июля 2015 года N 32) даны разъяснения в целях обеспечения правильного применения законодательства об уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьей 171 УК РФ.

________________

"Российская газета", 2004, 7 декабря, N 271; 2015, 13 июля, N 151.


Административная ответственность установлена положениями ст.14.1 "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)" КоАП РФ за: осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (ч.2); осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч.3, диспозиция в ред. Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 408-ФЗ); осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч.4). Согласно примечанию к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

________________

www.pravo.gov.ru, 2015, 29 декабря.


КоАП РФ также содержит ряд статей, отдельно устанавливающих административную ответственность за осуществление соответствующих видов деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Наряду с этим данный Кодекс включает в себя статью 19.20 "Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)" (название в ред. Федерального закона от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ).

________________

СЗ РФ, 2010, N 46, ст.5918.

3. В части 3 комментируемой статьи в рамках установления критериев определения лицензируемых видов деятельности предусмотрено, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение указанного в ч.1 данной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Как упоминалось выше (см. введение), иными методами регулирования, нежели лицензирование, являются в том числе аккредитация, аттестация специалистов, контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов, включая обязательную сертификацию и декларирование соответствия продукции. Именно в связи с наличием иных методов регулирования в комментируемом Законе перечень лицензируемых видов деятельности сокращен по сравнению с Законом 2001 года о лицензировании.