Комментарий к Федеральному закону от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (постатейный)

      Комментарий к статье 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. В комментируемой статье определено содержание правового регулирования, осуществляемого комментируемым Законом. Иными словами, в этой статье определен предмет регулирования данного Закона, или, как указано в названии статьи, - сфера применения данного Закона. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями. Как установлено в ч.1 комментируемой статьи, комментируемый Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Сфера применения Закона 2001 года о лицензировании была определена в п.1 его ст.1 практически точно так же, но с одним существенным отличием - в указанной норме говорилось о лицензировании только отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п.1 ст.17 названного Закона. Соответственно, в ч.1 комментируемой статьи говорится о едином унифицированном порядке лицензирования (см. введение).

Применение законодательства РФ о лицензировании отдельных видов деятельности на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя регламентировано статьей 12.2 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (статья введена Федеральным конституционным законом от 29 декабря 2014 года N 20-ФКЗ). Согласно частям 1 и 2 указанной статьи:

________________

www.pravo.gov.ru, 2014, 21 марта, 29 декабря.


на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя виды деятельности, указанные в ч.1 ст.12 комментируемого Закона, могут осуществляться с 1 июня 2015 года исключительно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление таких видов деятельности, выданные в порядке, установленном данным Законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2 данной статьи;

Правительство РФ вправе определить виды деятельности из числа указанных в ч.1 ст.12 комментируемого Закона, осуществление которых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя допускается с 1 июня 2015 года без получения лицензии в соответствии с положениями данного Закона при условии представления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления об осуществлении соответствующего вида деятельности и соблюдения им при осуществлении данного вида деятельности временных обязательных требований, устанавливаемых уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст.12.2 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" издано Постановление Правительства РФ от 9 марта 2015 года N 207 "О применении на территориях Республики Крым и г.Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля", которым утверждены:

________________

www.pravo.gov.ru, 2015, 11 марта.


Положение об особенностях применения положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при организации и проведении проверок соблюдения временных обязательных требований;

Правила представления уведомления об осуществлении видов деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление которых на территориях Республики Крым и г.Севастополя допускается с 1 июня 2015 года без получения лицензии;

перечень видов деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление которых на территориях Республики Крым и г.Севастополя допускается с 1 июня 2015 года без получения лицензии, а также федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на установление временных обязательных требований и перечня грубых нарушений временных обязательных требований, и органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением временных обязательных требований.

Этим же Постановлением Правительства РФ от 9 марта 2015 года N 207 федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на установление временных обязательных требований и перечня грубых нарушений временных обязательных требований, до 1 апреля 2015 года предписывалось утвердить:

временные обязательные требования;

перечень грубых нарушений временных обязательных требований.

2-4. Положения ч.ч.2-4 комментируемой статьи определяют изъятия из сфер действия комментируемого Закона. Ранее в п.2 ст.1 Закона 2001 года о лицензировании (здесь и далее в ред. Федерального закона от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ) устанавливалось, что из-под действия названного Закона выведены следующие виды деятельности:

деятельность кредитных организаций;

деятельность, связанная с защитой государственной тайны;

деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

деятельность в области связи;

биржевая деятельность;

деятельность в области таможенного дела;

нотариальная деятельность;

страховая деятельность;

деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;

осуществление внешнеэкономических операций;

приобретение оружия и патронов к нему;

использование результатов интеллектуальной деятельности лицами, обладающими правами на такое использование в силу федерального закона или договора;