Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (постатейный)

Комментарий к статье 6. Меры по профилактике коррупции

1. По сути, в анализируемой статье объединены несколько видов профилактических мер борьбы с коррупцией:

- социально-психологические - формирование нетерпимости к коррупции;


- правовые - антикоррупционная экспертиза и развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;


- организационно-управленческие - см. пп.3, 4, 5 комментируемой статьи.


По меньшей мере, необоснованно в списке предлагаемых мер профилактики отсутствуют политические меры, к числу которых можно было бы отнести обеспечение равенства всех слоев населения в случае совершения коррупционного правонарушения; меры экономического характера, предусматривающие усовершенствование механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; внедрение и соблюдение принципов гласности при размещении государственного заказа, аренде, приватизации, заключении инвестиционных договоров и т.д.

Заметим, что на первом месте стоят социально-психологические меры. Так, с целью формирования в обществе нетерпимости к коррупции следует через средства массовой информации расширять знания о правах человека и гражданина, объяснять механизм их реализации в государственных учреждениях, порядок и процедуру рассмотрения обращений граждан. При этом стоит освещать различные аспекты добропорядочности, вопросы укрепления институтов государственной власти, соблюдения антикоррупционного законодательства, информирования о разоблачении и наказании коррупционеров, формирования гражданского мнения относительно неприемлемости, вредности, осуждения коррупционных деяний, то есть проводить антикоррупционную пропаганду. Это целенаправленная деятельность средств массовой информации, координируемая и стимулируемая системой государственных заказов и грантов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитания в населении чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ, укрепления доверия к власти.

________________

Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Под ред. д.и.н., проф. Наумова С.Ю., к.ю.н., доц. Чаннова С.Е., М., 2009.


С другой стороны, положения ч.1 комментируемой статьи предполагают запрет пропаганды коррупционного поведения.

Так, например, апелляционным определением Кировского областного суда от 15 мая 2014 года по делу N 33-1578/2014 установлено, что иск об ограничении доступа к информации удовлетворен правомерно, поскольку суд обоснованно исходил из того, что действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений.

Помимо антикоррупционной пропаганды необходимо внедрять антикоррупционное образование. Так, организация антикоррупционного образования должна быть направлена на разработку программ для образования, в первую очередь, государственных и муниципальных служащих в целях формирования у них нетерпимости к коррупции.


В соответствии с комментируемым законом одним из основных принципов противодействия коррупции названа приоритетность мер по ее профилактике. Особая роль в организации работы по данному направлению отводится подразделениям или должностным лицам, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений в органах государственной власти, местного самоуправления и организациях. В целях методической поддержки их деятельности Министерством труда и социальной защиты РФ был подготовлен комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению служащими и работниками поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки. Мероприятия, включенные в указанный комплекс мер, рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:


- информирование служащих и работников об установленной действующим законодательством Российской Федерации уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица;

- разъяснение служащим и работникам порядка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, обязанности об уведомлении представителя нанимателя (работодателя) об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иных обязанностей, установленных в рамках противодействия коррупции;

- закрепление в локальных правовых актах этических норм поведения служащих и работников, процедур и форм соблюдения служащими и работниками ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции;

- обеспечение открытости деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и иных организаций, включая внедрение мер общественного контроля.

Основными задачами осуществления указанного комплекса мер являются:

- формирование в органе государственной власти, местного самоуправления, государственном внебюджетном фонде, организации негативного отношения к поведению служащих, работников, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки;

- организация исполнения нормативных правовых актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

- обеспечение выполнения служащими, работниками, юридическими и физическими лицами норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

________________

См. об этом: Информация Минтруда России от 4 марта 2013 года "Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки".

2. Понятие "экспертиза" (от лат. expertus - знающий, по опыту, проверенный, испытанный) используется для обозначения исследований, требующих использования профессиональных знаний. Любая экспертиза представляет собой прикладное исследование определенного рода объектов и производится в соответствии с правилами, определяемыми спецификой ее предмета и кругом необходимых для производства экспертизы сведений из конкретных областей науки и техники.