1. Комментируемая статья определяет организационные основы противодействия коррупции. Антикоррупционная политика представляет собой совокупность отношений и действий по выработке концептуальных антикоррупционных идей, их отражение в действующем законодательстве и проведение в жизнь посредством институтов публичной власти. Антикоррупционная политика подразделяется на следующие направления:
- противодействие коррупции в системе законодательной (представительной) власти;
- противодействие коррупции в системе исполнительной власти;
- противодействие коррупции в системе судебной власти;
- противодействие коррупции в системе контрольной власти: противодействие коррупции в контрольно-счетных органах; противодействие коррупции в органах прокуратуры; противодействие коррупции в сфере безопасности дорожного движения;
- противодействие идейной коррупции;
- противодействие сращиванию бизнеса и власти;
- противодействие коррупции в системе гражданского общества: противодействие коррупции в корпорациях; противодействие коррупции в сфере здравоохранения; противодействие коррупции в сфере образования;
- противодействие теневой экономике - криминальной и не учитываемой экономической деятельности.
________________
Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др. / Под общ.ред. Сулакшина С.С. Монография в 2-х томах. Т.2. М. Научный эксперт, 2009. С.45.
Анализируя ст.5 комментируемого закона можно отметить, что в систему субъектов антикоррупционной политики входят органы, правомочные:
- разрабатывать и принимать нормативные правовые акты в сфере антикоррупционной политики (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ);
- осуществлять предупреждение коррупционных правонарушений (федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы по координации деятельности в области противодействия коррупции, Счетная палата РФ);
- пресекать коррупционные правонарушения и применять меры ответственности за них (относится к компетенции органов прокуратуры, службы безопасности, внутренних дел и иных органов государственной власти и местного самоуправления в той мере, в какой это установлено законом);
- осуществлять правосудие по делам о коррупционных правонарушениях и применять иные законные меры разрешения конфликтов, связанных с такими правонарушениями (федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, Генеральная прокуратура РФ, Счетная палата РФ);
- исполнять решения о возмещении вреда, причиненного коррупционными правонарушениями (федеральные органы государственной власти, Генеральная прокуратура РФ).
Деятельность по предупреждению коррупционных правонарушений является обязанностью всех органов государственной власти и местного самоуправления, их учреждений и должностных лиц, администраций всех предприятий и иных организаций.
Статья 5 содержит перечень субъектов антикоррупционной политики исключительно федерального уровня, при этом никак не отмечая, что субъекты Федерации и органы местного самоуправления также принимают необходимые нормативно-правовые акты и таким образом самостоятельно регламентируют организационные основы.
2. Согласно ч.1 комментируемой статьи Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции.
Так, в соответствии с ч.1 комментируемой статьи издан Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 года N 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы".
В своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации он определяет основные направления формирования антикоррупционной политики, в соответствии со своими полномочиями гарантирует реализацию мер антикоррупционной политики. Так, в своем послании Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 года. Президент РФ особо отмечал, что "коррупция выступает одним из главных барьеров на пути нашего развития. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым проявлениям этого социального зла.
Для того чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества. Именно на это направлены соответствующие законы".
В соответствии с Указом Президента РФ от 19 мая 2008 года N 815 "О мерах по противодействию коррупции" был образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих. В числе основных задач Совета в указе названа подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции.
Совет также призван осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции, осуществлять контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.
В целях обеспечения деятельности Президента РФ по реализации государственной политики в области противодействия коррупции Указом Президента РФ от 3 декабря 2013 года N 878 в составе Администрации Президента РФ было образовано Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции. Основными функциями данного управления являются: