Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (постатейный)

Комментарий к статье 3. Основные принципы противодействия коррупции

1. В общетеоретическом значении под принципом понимают основополагающую идею, исходное начало. Комментируемая статья закрепляет основные принципы противодействия коррупции. В связи с этим принципы организации и деятельности, направленные на профилактику коррупционных проявлений, являются не только декларативными, но и основополагающими структурами и влияют на содержание институтов и норм, а также создают ориентиры для законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих противодействие коррупции.

________________

Конституционное право Российской Федерации: Учебник. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. М., Изд-во МГЭИ, 1997.


Основой организации и деятельности антикоррупционной политики являются ст.2 и ст.17 Конституции РФ. Признание и защита основных прав и свобод человека и гражданина означает, что любая государственная деятельность, а также деятельность органов местного самоуправления должна быть направлена на защиту и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

2. Принцип законности заключается в точном и неуклонном исполнении требований законов (как материальных, так и процессуальных) при реализации противодействия коррупционным проявлениям.

________________

См. также об этом: Савченко С.А. Принцип законности как основа конституционного процесса осуществления государственной власти в России // Вестник Тюменского государственного университета, 2011, N 3.


Законность находит свое отражение в ряде статей Конституции РФ. Так, в ст.54 Конституции РФ указывается, что "никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением". Часть 3 ст.15 Конституции РФ предусматривает обязательное официальное опубликование законов. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Следовательно, ответственность за совершение коррупционного правонарушения может наступать только на основе опубликованного нормативно-правового акта и только за те деяния, которые в момент совершения признавались правонарушениями. В противном случае нарушался бы основной принцип борьбы с правонарушениями - принцип законности.

Также необходимо учитывать положения ч.2 ст.55 Конституции РФ, где указано, что "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Данное положение означает, что недопустимо произвольно устанавливать ответственность за поведение, являющееся проявлением прав и свобод человека и гражданина. Это в полной мере соответствует положениям Хартии прав человека, Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года. Так, в ст.12 Всеобщей декларации прав человека отмечается, что "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию".

Принцип законности подразумевает также, что должностные лица, осуществляющие деятельность по профилактике и борьбе с коррупцией, должны обладать соответствующими полномочиями на осуществление такой деятельности.

________________

См. также об этом: Белая книга о противодействии коррупции. Коллектив авторов. М., Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2011. С.102-103.

3. Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления означает, прежде всего, четкое разграничение компетенции того или иного органа власти, что исключает неоправданное дублирование полномочий, а также услуг, которые оказываются такими структурами (для этого принимаются соответствующие регламенты оказания таких услуг). По сути, публичность и открытость можно отождествлять с прозрачностью деятельности органов власти. В общетеоретическом понимании открытость (прозрачность или транспарентность) означает наличие ясных правил и действенных механизмов, обеспечивающих соблюдение этих правил.


Принцип открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления заключается:


- в предоставлении достаточной и полной информации, позволяющей физическим и юридическим лицам принимать обоснованные решения;

- в своевременном предоставлении необходимой информации, гарантирующей физическим и юридическим лицам ее актуальность;

- в доступности информации для всех заинтересованных сторон.

Принцип публичности находит свое воплощение в публичном, открытом характере деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления. Вместе с тем, публичность и открытость означают наличие общественного контроля за деятельностью государственного аппарата и органами местного самоуправления. Такое взаимодействие осуществляется в целях обеспечения эффективного доступа населения к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и содействия вовлечению институтов гражданского общества в процессы принятия решений государственными органами и органами местного самоуправления и их должностными лицами.


Следует отметить, что принцип открытости и публичности деятельности заложен в основе Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

4. Юридическая ответственность - это обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение. В юридической литературе сформировалось более или менее единообразное понимание принципов, определяющих основания и пределы юридической ответственности. Так, одним из принципов ответственности выступает неотвратимость ее наступления. Неотвратимость - это свойство, означающее неминуемость, неизбежность наступления вслед за событием того или иного следствия.

________________

См. об этом: Базылев Б.Т. Юридическая ответственность. Общетеоретический аспект. Красноярск, 1985; Малеин Н.С. Правонарушение: Понятие, причины, ответственность. М., 1957.


Неотвратимость ответственности есть выражение неразрывной связи ее с фактом правонарушения, заключающейся в том, что эти явления и в законе, и в правосознании людей взаимно предполагают друг друга. Уместно привести утвердившееся в юридической литературе определение, согласно которому содержание принципа неотвратимости ответственности включает две одинаково важных с точки зрения законности стороны. Во-первых, каждое правонарушение должно неминуемо влечь ответственность виновного лица. Во-вторых, ни один невиновный не должен быть привлечен к ответственности.

________________

Кожевников С.Н. Юридическая ответственность / Общая теория права под общ.ред. проф. В.К.Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С.456-457.