Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (постатейный)

Комментарий к статье 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции

1. Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией представляет собой систему отношений между государствами в лице их органов, международными правительственными и неправительственными организациями, транснациональными корпорациями и иными организациями в сфере противодействия коррупции, включающую согласованную политику, антикоррупционную стратегию и тактику, выработку международных договоров и соглашений, их имплементацию во внутреннее законодательство государств, правоприменительную, организационно-правовую, информационную и научно-исследовательскую деятельность соответствующих субъектов сотрудничества по предупреждению коррупции, непосредственной борьбе с ней на основе международно-правовых документов и принятых в соответствии с ними положениями национального законодательства.

________________

Богуш Г.И. "Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней", Дисс.канд.юрид.наук, РГБ ОД 61:04-12/939, 2004.


Принцип взаимности, на основе которого строится взаимодействие, - общепризнанный принцип межгосударственных отношений, вытекающий из более общего принципа суверенного равенства государств. В соответствии с указанным принципом государства должны строить отношения друг с другом на взаимовыгодной, равноправной основе, с учетом законных интересов другой стороны, особенно в вопросах обеспечения международного мира и безопасности. Однако применение взаимности недопустимо, когда ответные действия сопряжены с нарушением международно-правовых норм или общепринятых норм человечности и морали.


Такая взаимность может быть установлена внутренним законом или международным договором, где перечислены конкретные взаимные права либо содержится общее указание о предоставлении всех прав, вытекающих из местного закона.

________________

Большой юридический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е.Крутских. М., 2002.

2. В развитие положений ст.31 и 32 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" комментируемая норма регламентирует вопросы международных сношений судов, прокуроров и других компетентных органов по противодействию коррупции. Что касается действующих многосторонних и двухсторонних межгосударственных международных договоров Российской Федерации, включая договоры, заключенные СССР, правопреемницей которого выступает Россия, то указанные акты международного права, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ, являются составной частью российской правовой системы.

К числу международных договоров о правовой помощи относятся ратифицированные Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция) от 22 января 1993 года (для России вступила в силу 10 декабря 1994 года) и Протокол к ней от 28 марта 1997 года; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года и Дополнительные протоколы к ней от 17 марта 1978 года (со стороны РФ подписаны 7 ноября 1996 года).

Основными принципами деятельности Российской Федерации при осуществлении международного сотрудничества в сфере антикоррупционной политики являются:

- сотрудничество по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию коррупционных правонарушений, в том числе совершаемых служащими международных организаций, при осуществлении международного сотрудничества;

- унификация антикоррупционных норм национальных законодательств и внедрение международных антикоррупционных стандартов;

- приоритетность интересов национальной безопасности Российской Федерации и гарантий их защищенности;

- равенство условий сотрудничества в осуществлении антикоррупционной политики.

________________

См. также об этом: Материалы конференции "Межвузовская конференция "Россия и мировой опыт противодействия коррупции" 14 мая 2010 года // Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации.


Приоритетными направлениями международного сотрудничества в сфере антикоррупционной политики выступают следующие направления:

- правовая помощь по уголовным и гражданским делам о коррупционных правонарушениях;

- сравнительное толкование законодательных и иных нормативных правовых актов;

- ведение национального нормотворчества с учетом международных антикоррупционных стандартов и принципов, равно как ведение международного нормотворчества с учетом национальных антикоррупционных стандартов, в том числе проведение антикоррупционной экспертизы международных нормативных правовых актов;

- проведение антикоррупционных исследований;

- разработка стратегий и программ сотрудничества в сфере антикоррупционной политики;

- обмен специалистами и технологиями в сфере реализации антикоррупционной политики, обмен опытом работы и организация научно-методического обеспечения антикоррупционной деятельности, создание и функционирование информационных систем, ориентированных на борьбу с коррупцией;

- помощь в подготовке и повышении квалификации кадров;

- обеспечение правовой защиты и поддержки антикоррупционной деятельности российских и иностранных граждан и организаций, в том числе работающих за рубежом.

В процессе взаимодействия государства через свои компетентные органы при необходимости направляют соответствующие запросы в адрес уполномоченных лиц иностранного государства, международных организаций. Их оформление и внесение осуществляются в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда Российской Федерации, Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ или Генеральной прокуратуры РФ оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

Правовым основанием запроса выступает норма международного договора РФ с соответствующим иностранным государством, предусматривающая оказание международной правовой помощи. При этом международная помощь может запрашиваться только в том объеме, который предусмотрен договором. В случае внесения запроса на основании принципа взаимности правовая помощь запрашивается в том объеме, в котором такая помощь традиционно оказывается, а также по аналогии с соответствующими положениями международных договоров.