ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 22 марта 2016 года N АК/17858/16
О рекламе дистанционной продажи БАДов
____________________________________________________________________
Не действует на основании
письма ФАС России от 2 декабря 2022 года N МШ/109196-ПР/22
____________________________________________________________________
Статья 7 Федерального закона "О рекламе" устанавливает запрет распространения отдельных товаров.
Согласно пункту 1 статьи 7 данного Закона не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
Ранее ФАС России в письмах N АК/37252 от 28.10.2010 и N АК/47797 от 30.12.2010 отмечал, что данная норма предполагает запрет рекламы тех товаров, которые в принципе не допускаются к обороту на территории Российской Федерации любым способом. В частности, указывал, что поскольку производство и реализация биологически активных добавок на территории Российской Федерации не запрещены, признание рекламы биологически активных добавок, содержащей сведения об их продаже дистанционным способом, нарушающей пункт 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается.
Вместе с тем, указанный вывод не нашёл подтверждения в судебной практике.
В частности, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 20.04.2012 по делу N А63-6317/2011 указывает, что ссылка на то, что в пункте 1 статьи 7 Закона о рекламе речь идёт о предметах, полностью изъятых из гражданского оборота, не основана на законе. Кроме того, в судебных актах по делу N А63-19829/2009 отмечается, что дистанционный способ продаж БАД не допускается. Действие указанных требований не ставится в зависимость от наличия договорных отношений, их содержания, обстоятельств исполнения сторонами по сделке обязательств по ним. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации. Вследствие изложенного, вывод заявителя об отсутствии нарушений части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" является ошибочным.
Учитывая изложенное, ФАС России обращает внимание территориальных органов на то, что норма пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" устанавливает не только запрет рекламы тех товаров, которые в принципе не допускаются к обороту на территории Российской Федерации любым способом, но также и запрет распространения рекламы товаров с указанием на отдельные способы реализации данных товаров, если реализация данных товаров такими способами запрещена.
В соответствии с СанПин 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)", продажа биологически активных добавок дистанционным способом не допускается. Кроме того, Правилами продажи отдельных видов товаров, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55, разносная торговля БАДами как пищевыми продуктами также не допускается. Указанная позиция отражена в письме Роспотребнадзора от 31.08.2004 N 100/1130-04-32 и МВД России от 17.08.2004 N 1/53333* "О взаимодействии при осуществлении надзора (контроля) за производством и оборотом БАД".
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "1/5333". - Примечание изготовителя базы данных.
Таким образом, в случае выявления рекламы биологически активных добавок (БАДов) с указанием на дистанционный способ их продажи, такая реклама может быть признана ненадлежащей, содержащей нарушение, в том числе пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
сайт ФАС по дмуртской Республике
www.udmurtia.fas.gov.ru (сканер-копия)
по состоянию на 09.08.2016