1. Состав преступления:
1) объект: основной - общественные отношения, связанные с защитой чести, достоинства, деловой репутации личности;
2) объективная сторона: выражается в активном действии, связанном с распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию;
3) субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет;
4) субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины (прямой умысел). Виновный сознает, что распространяет заведомо ложные сведения, и что данные сведения порочат честь и достоинство другого лица или подрывают его репутацию.
Преступление считается оконченным с момента распространения заведомо ложных сведений в любой форме. Мотивы клеветы на квалификацию влияния не оказывают. Однако наступление вредных последствий может повлиять на выбор вида и размера наказания.
К квалифицирующим признакам относится клевета:
- в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (ч.2 ст.128.1 УК РФ) (см. Закон РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации");
- с использованием своего служебного положения (ч.3 ст.128.1 УК РФ);
- о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, а равно клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера (ч.4 ст.128.1 УК РФ) (см. Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715);
- соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого (см. ч.4 ст.15 УК РФ) или особо тяжкого (см. ч.5 ст.15 УК РФ) преступления (ч.5 ст.128.1 УК РФ). Данный вид клеветы необходимо отличать от заведомо ложного доноса (ст.306 УК РФ). При заведомо ложном доносе умысел виновного направлен на привлечение потерпевшего к уголовной ответственности, а при клевете - на унижение его чести, достоинства, на подрыв его репутации.
2. Существенное значение при квалификации преступления по ст.128.1 УК РФ имеет совокупность следующих элементов: виновный заведомо понимает ложность (т.е. несоответствие действительности) распространяемых им сведений, желает их распространить; эти сведения порочат честь и достоинство другого лица, подрывают его репутацию. Под распространением следует понимать сообщение сведений хотя бы одному лицу. Если распространяются ложные, но не порочащие сведения, то содеянное нельзя квалифицировать как клевету. Равным образом гражданин не может нести уголовную ответственность, если он полагает, что распространяемые им сведения носят правдивый характер.
Как отметил Пленум ВС РФ в п.7 постановления от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам. Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина.
В ст.57 Закона РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации" закреплен перечень случаев освобождения от ответственности за распространение недостоверных порочащих сведений. В частности, установлено, что редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо наносящих вред здоровью и (или) развитию детей, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:
- если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
- если они получены от информационных агентств;
- если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
- если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
- если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с данным Законом;
- если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации (за исключением случаев распространения информации, указанной в ч.6 ст.4 данного Закона), которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Это перечень, как отметил Верховный Суд РФ в п.12 указанного выше постановления, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Например, не может служить основанием для освобождения от ответственности ссылка представителей средств массовой информации на то обстоятельство, что публикация представляет собой рекламный материал.
В соответствии со ст.10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 04.11.50) и ст.29 Конституции РФ, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые, являясь выражением субъективного мнения и взглядов высказавшего их лица, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности. Судам следует иметь в виду, что в соответствии со ст.3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации (принята Комитетом Министров Совета Европы 12.02.2004 на 872-м заседании Комитета Министров на уровне постоянных представителей), политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в средствах массовой информации. Государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в средствах массовой информации в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий.