1. Состав преступления:
1) объект: здоровье беременной женщины, так как незаконное проведение искусственного прерывания беременности создает угрозу ее здоровью;
2) объективная сторона: активные действия, направленные на искусственное прерывание беременности и совершаемые с нарушением установленных правил;
3) субъект: лицо, не имеющее высшего медицинского образования соответствующего профиля;
4) субъективная сторона: предполагает прямой умысел. Виновный сознает, что он своими противоправными действиями прерывает беременность, и желает добиться искусственного прерывания беременности. Мотив и цель этого преступления могут быть самыми разными. Чаще всего мотивом незаконного искусственного прерывания беременности является корысть, но это может быть и ложно понятое чувство товарищества и т.д.
К квалифицирующему признаку преступления относится то же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью (ч.3 ст.123 УК РФ).
2. При квалификации преступных деяний по ст.123 УК РФ следует учитывать соответствующие положения следующих актов:
- Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ст.56 и др.);
- письма Минздравсоцразвития РФ от 18.01.2007 N 290-ВС "О порядке организации оказания медицинской помощи при проведении операции искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям".
3. Обратим внимание, что в КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности. В частности, по ч.1 ст.6.32 КоАП РФ нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия влечет наложение административного штрафа на граждан (в целях настоящей статьи под гражданами понимаются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами) в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
Нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности (ч.2 ст.6.32 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
4. Судебная практика:
- приговор мирового судьи судебного участка N 11 Волгоградской области от 20.10.2014 по делу N 1-11- 49\2014 (гр. <ФИО1> признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.123 УК РФ. В частности, гр. <ФИО1>, будучи лицом, не имеющим высшего медицинского образования, <ДАТА> примерно в <ОБЕЗЛИЧЕНО> минут, находясь в помещении дома <ОБЕЗЛИЧЕНО>, расположенного по <...>, принадлежащего гр. Г., имея умысел на производство незаконного аборта и по личной просьбе <ФИО4>, которая желала и настаивала на прерывании имеющейся у нее беременности <ОБЕЗЛИЧЕНО> недель, осознавая общественную опасность и противоправный характер своих действий, желая наступления общественно-опасных последствий в виде прерывания беременности у <ФИО4>, с согласия последней ввела внутримышечно ей поочередно пять инъекций лекарственного препарата <ОБЕЗЛИЧЕНО>, предназначенного для лечения <ОБЕЗЛИЧЕНО> животных. В результате чего у <ФИО4> <ДАТА6> примерно в <ОБЕЗЛИЧЕНО> минут в помещении <...> произошло мертворождение ребенка <ОБЕЗЛИЧЕНО>, и согласно заключения эксперта <НОМЕР> от <ДАТА7> года: причиной смерти новорожденного ребенка <ФИО4> является первичный ателектаз легких у новорожденного (мертворождение));
________________
См. URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-11-kalachevskogo-rajona-s/act-221711252/
- приговором Бикинского городского суда Хабаровского края от 27.12.2010 по делу N 1-233/2010 гр. М. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.123 УК РФ. Гражданка М., являясь лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, но обладая знаниями о немедицинском способе прерывания беременности (аборте), осознавая незаконность производства аборта вне медицинского учреждения и лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, дала свое согласие на совершение действий, влекущих прерывание беременности у гр. Ф., т.е. на незаконное производство аборта.
________________
См. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/17491292/