1. Состав преступления:
1) объект: жизнь новорожденного ребенка;
2) объективная сторона: состоит в трех альтернативных деяниях, которые могут быть выражены как в форме действия, так и в форме бездействия:
- убийство новорожденного ребенка во время или сразу же после родов;
- убийство новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации;
- убийство в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости;
3) субъект: специальный, которым может быть только мать новорожденного ребенка, достигшая шестнадцатилетнего возраста.
Если в совершении убийства наряду с матерью новорожденного участвовали иные лица (в качестве подстрекателя, пособника, исполнителя), то они несут уголовную ответственность не по комментируемой статье, а по п."в" ч.2 ст.105 УК РФ со ссылкой на ст.33 УК РФ;
4) субъективная сторона: характеризуется виной в формах прямого или косвенного умысла. Это означает, что роженица осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность причинения смерти новорожденному ребенку и желает либо сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично. Момент возникновения умысла убить новорожденного на квалификацию данного преступления не влияет.
Моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов (см. ст.53 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). При рождении живого ребенка медицинская организация, в которой произошли роды, выдает документ установленной формы.
Медицинские критерии рождения, в том числе сроки беременности, масса тела ребенка при рождении и признаки живорождения, а также порядок выдачи документа о рождении и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. об этом подробнее приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 N 1687н "О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке ее выдачи").
2. Судебная практика:
- приговор Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 01.02.2016 по делу 1-8/2016 (1-67/2015) (гр. Я. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст.106 УК РФ, за убийство своего новорожденного ребенка сразу же после родов. В частности, гр. Я., находясь одна у себя дома, почувствовала начало родов, легла на разложенный диван в спальной комнате квартиры и родила живорожденного, жизнеспособного, доношенного и зрелого ребенка мужского пола. Далее, гр. Я., не имея намерений обратиться за квалифицированной медицинской помощью, не соблюдая норм санитарии и гигиены, не имея медицинских навыков, перерезала имеющимся при ней кухонным ножом пуповину. Сразу же после родов гр. Я., осознавая, что ребенок находится в беспомощном и зависимом только от нее положении, не желая растить и воспитывать данного ребенка, действуя умышленно, понимая общественную опасность своих действий, решила убить ребенка. Исполняя свой преступный умысел, гр. Я. сразу же после родов, имея реальную возможность оказать помощь новорожденному ребенку и будучи обязанной это сделать, положила новорожденного ребенка на диван в комнате квартиры, где происходили роды, предварительно завернув его в сорочку и, взяв в правую руку находившийся в квартире кухонный нож, умышленно, с целью убийства новорожденного ребенка, нанесла не менее 11 ударов ножом в жизненно важные органы: шею, грудную клетку, живот новорожденному ребенку. В результате умышленных преступных действий гр. Я. новорожденному ребенку были причинены множественные проникающие колото-резаные ранения, а также непроникающие поверхностные раны, от которых наступила смерть новорожденного ребенка на месте происшествия. Затем гр. Я. поместила труп новорожденного ребенка в пакет и вынесла труп на улицу, после чего выбросила его в мусорный бак, находящийся вблизи от ее дома);
________________
См. URL: https://rospravosudie.com/court-krasnobakovskij-rajonnyj-sud-nizhegorodskaya-oblast-s/act-502554510/
- определение ВС РФ от 17.03.2008 по делу N 34-О08-3 (суд не нашел оснований для изменения приговора по уголовному делу о подстрекательстве к убийству и убийстве ребенка, заведомо для осужденных находящегося в беспомощном состоянии, по которому гр. Ш. осуждена по ч.4 ст.33, ст.106 УК РФ, а гр. К. - по п."в" ч.2 ст.105 УК РФ, поскольку виновность осужденных подтверждается материалами дела, а наказание назначено с учетом требований ст.6 и 60 УК РФ, данных о личностях осужденных и не свидетельствует о его чрезмерной суровости и несправедливости);
- постановление Московского городского суда от 15.03.2016 N 4у-0968/2016 (суд отказал в передаче кассационной жалобы на судебные акты по делу об убийстве матерью новорожденного ребенка (ст.106 УК РФ) (осужденной гр. А. о пересмотре приговора Таганского районного суда города Москвы от 07.05.2015 и апелляционного постановления судьи Московского городского суда от 24.09.2015) для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, поскольку вина гр. А. в совершенном преступлении подтверждается полным признанием вины осужденной, а также доказательствами, имеющимися в материалах дела, юридическая квалификация действий осужденной гр. А. по ст.106 УК РФ является правильной, а наказание гр. А. назначено в соответствии со ст.6, 60 и ч.5 ст.62 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств дела, данных о личности осужденной, влияние наказания на ее исправление и условия жизни семьи, смягчающих наказание обстоятельств, в том числе, наличие матери-пенсионерки и состояние здоровья осужденной, в связи с чем его нельзя признать несправедливым вследствие чрезмерной суровости).