1. Исходя из взаимосвязанных положений ч.1 комментируемой статьи, примечания 2 к ст.198, примечания 2 к ст.199 УК РФ и ч.2 ст.28.1 УПК РФ под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, предусмотренного ст.198-199.1 УК РФ, следует понимать уплату в полном объеме до назначения судом первой инстанции судебного заседания:
1) недоимки в размере, установленном налоговым органом в решении о привлечении к ответственности, вступившем в силу;
2) соответствующих пеней;
3) штрафов в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Частичное возмещение ущерба, равно как и полное возмещение ущерба, произведенное после назначения судом первой инстанции судебного заседания, может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего наказание.
2. Для освобождения от уголовной ответственности за преступления, указанные в ч.2 комментируемой статьи, возмещение ущерба, а также перечисление в федеральный бюджет дохода и денежных возмещений должны быть произведены в полном объеме.
В случае совершения преступления небольшой или средней тяжести в сфере экономической деятельности выполнение не всех или не в полном объеме действий, предусмотренных комментируемой статьей, препятствует освобождению лица от уголовной ответственности по правилам не только указанной нормы, но и ст.75 и 76 УК РФ.
Процессуальный порядок прекращения уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности регламентирован ст.28.1 УПК РФ.
3. В соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" комментируемая статья дополнена нормой, регламентирующей условия освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших в период до 01.01.2015 преступления, перечень которых приведен в ч.3 комментируемой статьи.
Целью указанного закона является обеспечение правовых гарантии сохранности капитала и имущества физических лиц, защита имущественных интересов граждан, в т.ч. за пределами России, а также создание стимулов для добросовестного исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Для лиц, представивших специальные декларации (декларантам), регламентированы следующие гарантии:
- сохранение налоговой тайны и ее нераспространение другим государственным органам без согласия декларанта;
- неиспользование декларируемых сведений в качестве доказательств правонарушений, совершенных до 01.01.2015;
- освобождение от налоговой, административной и уголовной ответственности за противоправные деяния, связанные с приобретением (формированием) капиталов, совершенные до 01.01.2015;
- возможность передачи имущества от номинала фактическому владельцу без налоговых последствий.
Декларант или лицо, информация о котором содержится в специальной декларации, освобождается от уголовной ответственности, если они совершили деяния, содержащие признаки составов преступлений, перечисленных в ч.3 комментируемой статьи, при условии, если эти деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации.
Кроме того, в указанном случае декларант или лицо, информация о котором содержится в специальной декларации, в полном объеме освобождается от возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, и также от перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения в размере пятикратной суммы причиненного ущерба и полученного дохода.
О применении комментируемой статьи см. также постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2013 N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности" (см. п.14-16 и др.).