1. Комментируемая статья устанавливает в качестве вида наказания смертную казнь.
Смертная казнь является исключительной мерой наказания. Право на жизнь - важнейшее право человека и гражданина, оно предусмотрено ст.20 Конституции РФ. Человек может быть лишен этого права только в исключительных случаях по решению суда при совершении особо тяжких преступлений против жизни. Смертная казнь УК РФ предусмотрена по пяти составам преступлений, а именно ч.2 ст.105, ст.277, ст.295, ст.317, ст.357.
Порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни предусмотрены ст.184-186 УИК РФ.
2. Смертная казнь не назначается к лицам, перечисленным в ч.2, 2.1 комментируемой статьи.
3. В порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.
В силу ст.38 Федерального закона от 17.01.92 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" принесение Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.
4. Все вышеизложенные положения следует воспринимать с учетом того, что с 16.04.97 в Российской Федерации введен мораторий на смертную казнь, когда Россия подписала Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни ETS N 114 (Страсбург, 28.04.83). Данный Протокол был внесен на ратификацию в Государственную Думу РФ письмом Президента РФ от 06.08.99 N Пр-1025, тем не менее, до настоящего времени этот протокол так и не был ратифицирован Россией.
Однако, несмотря на это, смертную казнь в России запрещено применять согласно Венской конвенции о праве международных договоров (Вена, 23.05.69), которая в ст.18 закрепила обязанность не лишать договор его объекта и цели до вступления договора в силу. В частности, предусмотрено, что государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, если:
a) оно подписало договор или обменялось документами, образующими договор, под условием ратификации, принятия или утверждения, до тех пор, пока оно не выразит ясно своего намерения не становиться участником этого договора; или
b) оно выразило согласие на обязательность для него договора, до вступления договора в силу и при условии, что такое вступление в силу не будет чрезмерно задерживаться.
Конституционный Суд РФ в определении от 19.11.2009 N 1344-О-Р по этому поводу указал, что поскольку основным обязательством по Протоколу N 6 является полная отмена смертной казни, включая изъятие из законодательства данного вида наказания за все преступления, за исключением "действий, совершенных во время войны или при неизбежной угрозе войны", и отказ от его применения за тем же исключением, в России с 16.04.97 смертная казнь применяться не может, т.е. наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться.
Также Конституционный Суд РФ отметил, что выполнение обязательства не лишать Протокол N 6 - как подписанный, но не ратифицированный международный договор - его объекта и цели возлагается на государство в целом. Если органы, представляющие какую-либо из ветвей государственной власти, допускают отклонение от этого обязательства, его соблюдение может быть обеспечено другими ветвями власти - исходя из принципа разделения властей и принципа согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, гарантируемого Президентом РФ (ст.10; ст.80 (ч.2) Конституции РФ), с тем чтобы выполнение государством в целом своих обязательств оставалось в рамках ст.18 Венской конвенции о праве международных договоров.
Таким образом, в Российской Федерации на основе Конституции РФ и конкретизирующих ее правовых актов смертная казнь как наказание уже длительное время не назначается и не исполняется. В результате столь продолжительного по времени действия моратория на применение смертной казни, элементом правовой основы которого является постановление КС РФ от 02.02.99 N 3-П во взаимосвязи с другими его решениями, сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной ст.20 (ч.2) Конституции РФ.
О применении комментируемой статьи см. также:
- постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2013 N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности" (см. п.20).