1. Право на получение информации о факторах, влияющих на здоровье - конституционное право граждан, закрепленное в ст.42 Конституции РФ и основанное, в том числе, на международных нормах. Один из принципов Декларации по окружающей среде и развитию, принятой Конференцией ООН в Рио-де-Жанейро, проходившей 3-14 июня 1992 года предусматривает, что "на национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации".
Право на получение указанной информации, помимо комментируемого Закона, установлено и иными законодательными актами. Так, в соответствии со ст.8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды. Статья 7 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне" устанавливает, что не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, а также о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности и т.д.
Статья 8 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", как и комментируемая статья, регламентирует право граждан получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Кроме того, право граждан на получение соответствующей информации закреплено в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральном законе от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", Федеральном законе от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Федеральном законе от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и т.д.
Праву граждан получать соответствующую информацию соответствует обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организаций эту информацию предоставлять. Так, к полномочиям органов государственной власти РФ в соответствии со ст.5 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", относится подготовка и опубликование ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологической обстановке в РФ.
2. Порядок предоставления информации, о которой говорится в комментируемой статье, установлен приказом Минздрава России от 2 декабря 1999 года N 429 "О порядке предоставления информации", которым утверждены Порядок предоставления гражданам и пользователям (потребителям), независимо от их правовой формы, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также Порядок организации деятельности пресс-службы Центра госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации и на транспорте (водном и воздушном).
Порядок предоставления гражданам и пользователям (потребителям), независимо от их правовой формы, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг регулирует формы предоставления органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ информационных услуг, то есть информации общего назначения и специализированной информации, пользователям (потребителям) независимо от их организационно-правовой формы.
Информация общего назначения о санитарно-эпидемиологической обстановке и деятельности госсанэпидслужбы предоставляется органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, другим органам и организациям, которым в соответствии с действующим законодательством РФ предоставлено право запрашивать и получать информацию, бесплатно.
Гражданам и пользователям (потребителям), независимо от их организационно-правовой формы, бесплатно предоставляется информация о действующих нормативных правовых актах в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также о заболеваемости населения, о результатах выполняемых в рамках госсанэпиднадзора лабораторных и инструментальных исследований объектов среды обитания в объеме, предусмотренном официально утвержденными формами статистического наблюдения.
Информация общего назначения доводится до пользователей (потребителей) в письменной форме, в виде текстов, таблиц и графиков по сетям электронной и почтовой связи, через средства массовой информации (СМИ) в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей). Специализированная информация, для получения которой требуется анализ и обработка данных государственного статистического наблюдения, предоставляется за плату в установленном порядке.
Информационное взаимодействие организаций госсанэпидслужбы с населением, СМИ, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в организациях государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ осуществляется пресс-службой центра Госсанэпиднадзора, порядок организации деятельности которой также утвержден приказом Минздрава России от 2 декабря 1999 года N 429 "О порядке предоставления информации".
3. Говоря о праве граждан на получение информации о факторах, влияющих на здоровье, необходимо обратить внимание на такой нормативно-правовой документ, как постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 года N 128 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду". Данным Положением установлен порядок предоставления указанной информации. Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды юридическими и физическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими сбор информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении. Предоставление указанной информации осуществляется с целью обеспечения потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении; своевременного выявления и прогнозирования загрязнения окружающей природной среды, развития опасных природных явлений и резких изменений погоды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения, безопасности полетов авиации, мореплаванию и наносить ущерб окружающей среде и отраслям экономики; ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Информация общего назначения и специализированная информация о состоянии окружающей природной среды представляется в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении в соответствии с Положением о создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Перечень информации о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, а также перечень территориальных органов, которым эта информация предоставляется, определяются Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.