1. Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является федеративным государством, которое осуществляет свои функции, в том числе и в сфере охраны здоровья через систему органов государственной власти.
На федеральном уровне органами государственной власти в Российской Федерации являются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Каждый орган государственной власти имеет свою структуру и наделен своими полномочиями. В ч.1 комментируемой статьи определены полномочия органов государственной власти в сфере охраны здоровья.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (см. ст.16) Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе и в сфере здравоохранения, принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. Задачами единой государственной политики в области здравоохранения являются обеспечение мер по сохранению и укреплению здоровья граждан, отнесение здоровья населения к факторам обеспечения национальной безопасности; соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья населения и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с государственными стандартами качества; издание законодательных и нормативно-правовых актов в сфере охраны здоровья и обеспечение их исполнения на всей территории Российской Федерации, координация полномочий в сфере охраны здоровья, обеспечение социальной защищенности граждан, развитие международного сотрудничества и т.д.
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 294 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", целью которой является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. К числу основных задач данной Программы отнесены:
- обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
- повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации; развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;
- повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
- развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
- обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;
- обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;
- повышение роли Российской Федерации в глобальном здравоохранении;
- повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья;
- медико-биологическое обеспечение охраны здоровья населения
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" включает следующие подпрограммы:
- подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка";
- подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям";
- подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям";
- подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения";
- подпрограмма 8 "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья";
- подпрограмма 9 "Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья";
- подпрограмма Б "Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан";
- подпрограмма Г "Управление развитием отрасли".
В целях реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" разработан План реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года N 1727-р; см. также Положение о межведомственной комиссии по реализации мероприятий государственной программы РФ "Развитие здравоохранения", утвержденное приказом Минздрава России от 12 ноября 2014 года N 722.
Управление федеральной государственной собственностью, в том числе используемой в сфере охраны здоровья, отнесено к компетенции органов государственной власти РФ, в частности Правительства РФ, в соответствии со ст.71 Конституции РФ и ст.14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Управление государственной собственностью представляет собой комплекс действий органов государственной власти по определению государственной политики в области государственной собственности, то есть ее учет, классификация, распределение и разграничение ее объектов, осуществление непосредственного управления, то есть совершение сделок, передача в оперативное управление и т.д.
В компетенцию органов государственной власти входит организация системы санитарной охраны территории РФ, а также организация федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Данные полномочия реализуются в соответствии с ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".