1. О полномочиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья см. комментарий к ст.14-17 комментируемого Закона. Взаимодействие указанных органов и медицинских организаций в целях обеспечения прав граждан в области здравоохранения - один из основных принципов охраны здоровья граждан, который реализуется, в том числе, путем создания единой информационной системы в сфере здравоохранения в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2011 года N 364 "Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения". Концепция призвана решить проблемы оперативного получения достоверных первичных данных об объемах и качестве медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями; планирования обоснованных затрат на оказание гарантированных объемов медицинской помощи в соответствии со стандартами качества; своевременного принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; контроля за расходованием бюджетных средств на медицинское и лекарственное обслуживание населения, за оборотом лекарственных средств и изделий медицинского назначения; оптимизации распределения и загрузки людских и материальных ресурсов в здравоохранении с учетом потребностей отрасли.
Концепцией установлено, что в области взаимодействия органов управления здравоохранением, медицинских организаций и медицинского персонала с населением и организациями по вопросам здравоохранения наиболее значимыми являются задачи повышения уровня медицинской грамотности граждан; более полного и эффективного вовлечения граждан в процесс наблюдения за собственным здоровьем; создания удобного для граждан механизма реализации права на выбор страховой и медицинской организации, а также права на выбор лечащего врача; повышения точности соблюдения пациентами полученных назначений за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий; упрощения административных процедур, связанных с получением гражданами полисов обязательного медицинского страхования и иных документов, подтверждающих право на получение бесплатной или льготной медицинской помощи, поэтапный переход на использование универсальной электронной карты гражданина в качестве единого средства подтверждения такого права; перевода в электронный вид государственных и муниципальных услуг в здравоохранении.
В результате создания новых информационных систем будет обеспечиваться взаимодействие и информационно-технологическая работа в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, осуществляющих деятельность по оказанию государственных и муниципальных услуг в сфере здравоохранения, фондах обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организациях. С помощью информационных систем будет осуществляться совместная работа органов власти и медицинских организаций по вопросам лицензирования медицинских организаций, сертификации медицинских работников, контроль за соблюдением гарантированного объема и качества оказания медицинской помощи с учетом медицинских и медико-экономических стандартов, мониторинг отпускных и закупочных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и т.д.
При осуществлении взаимодействия должна осуществляться оценка и прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека, выявление, оценка и мониторинг рисков возникновения заболеваний, оперативное выявление лиц, подверженных риску возникновения тяжелых заболеваний, а также заболевших лиц, медицинское ведение указанных лиц, планирование мер по предупреждению и снижению распространения заболеваний, в том числе при проведении массовых мероприятий.
2. Нарушение законодательства в области охраны здоровья влечет за собой привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством РФ. В зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения можно говорить о наступлении дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность наступает в соответствии с нормами трудового законодательства за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, то есть за совершение дисциплинарного проступка. Трудовые обязанности подразделяются на общие обязанности, то есть обязательные для исполнения всеми работниками, и трудовые обязанности конкретного работника. Общие обязанности закреплены в ТК РФ, коллективном договоре, Правилах внутреннего распорядка организации и других локальных нормативных актах. Обязанности конкретного работника закреплены в должностной инструкции данного работника и в трудовом договоре.
В соответствии со ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, в том числе и за совершение дисциплинарного проступка, предусмотрены ст.81 ТК РФ. Например, медицинский работник может быть уволен по подп."в" п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ за разглашение охраняемой законом тайны, в частности, врачебной тайны.
Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, предусмотренные КоАП РФ. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность предусмотрены главой 6 КоАП РФ. В их числе сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст.6.1), незаконное занятие народной медициной (ст.6.2), нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.6.3) и др.
Гражданско-правовая ответственность в сфере охраны здоровья может наступить за причинение вреда противоправными действиями. В соответствии со ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Кроме того, согласно ст.1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Согласно ст.1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
Наряду с возмещением материального ущерба, причиненного нарушением прав гражданина в области охраны здоровья, он может обратиться с иском о возмещении морального вреда. В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда (см. подробнее об этом параграф 4 гл.59 ГК РФ).
Уголовная ответственность в сфере охраны здоровья наступает за противоправные действия, предусмотренные уголовным законодательством РФ. Виды преступлений можно условно разделить на преступления, связанные непосредственно с медицинской деятельностью и оказанием медицинской помощи, и преступления общего характера.
К первой группе можно отнести такие уголовно-наказуемые деяния, как причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч.2 ст.109 УК РФ), принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения (ст.120 УК РФ), заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч.4 ст.122 УК РФ), незаконное проведение искусственного прерывания беременности (ст.123 УК РФ); неоказание помощи больному (ст.124 УК РФ); незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (ст.128 УК РФ), незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст.233 УК РФ), незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности (ст.235 УК РФ), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст.236 УК РФ) и др. Ко второй группе можно отнести такие преступления, как злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ), нецелевое расходование бюджетных средств (ст.285.1 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ), получение взятки (ст.290 УК РФ), служебный подлог (ст.292 УК РФ), халатность (ст.293 УК РФ) и др.