1. Норма, установленная в ч.1 комментируемой статьи, означает, что при проведении мероприятий по охране здоровья должны признаваться и соблюдаться общепризнанные принципы и нормы международного права, соблюдаться и защищаться права граждан. В данном случае имеется в виду соблюдение Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого в Нью-Йорке, 19 декабря 1966 года, всех международных договоров, пактов и соглашений, конвенций о правах и свободах, ратифицированных Российской Федерацией, которые в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. Большинство прав и свобод граждан, провозглашенных в международных договорах и соглашениях, нашли свое отражение в основном законе страны - Конституции РФ.
Признавая установленные и утвержденные международными документами права и свободы человека, Российская Федерация одновременно обязуется со своей стороны не допускать их нарушения, создавать условия для их реализации и гарантировать их осуществление, в том числе и при проведении мероприятий по охране здоровья граждан.
2. Равенство прав граждан в области охраны здоровья базируется на нормах, провозглашенных ст.19 Конституции РФ о гарантированности государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Указанная норма трансформирована из положений Всеобщей декларации прав человека, которые провозглашают, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Равенство прав и свобод - это основополагающий принцип конституционного статуса личности. При этом на государство возлагается ответственность обеспечения гражданам гарантированности и реализуемости их прав и свобод, то есть возможности реально воспользоваться всеми предоставленными правами и свободами. Статья 17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Обеспечение государственных гарантий для граждан в области охраны здоровья характеризуется наличием правовой и материальной базы.
Правовая, то есть законодательная база обеспечивается международными документами, Конституцией РФ, комментируемым Законом, иными законами и нормативно-правовыми актами по вопросам охраны здоровья.
Статья 41 Конституции РФ гарантирует гражданам право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Для реализации данного права государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер по охране здоровья - предотвращение эпидемических и других заболеваний, создание условий, при которых каждый человек может реально воспользоваться всеми способами и оздоровительными методами, направленными на охрану здоровья и улучшение здоровья.
Материальная база складывается из средств бюджетов, предоставляемых для реализации мероприятий по охране здоровья, которые законодательно предусмотрены и являются основным источником финансирования данных мероприятий.
3. Дискриминация в общем смысле означает ущемление прав человека и гражданина, по какому либо признаку. Комментируемая статья устанавливает недопустимость любых форм дискриминации, обусловленной наличием у граждан каких-либо заболеваний. Ограничение некоторых прав и свобод может быть предусмотрено только Конституцией РФ и федеральным законодательством и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вместе с тем, не для кого ни секрет, что в нашей стране дискриминация лиц по признаку наличия таких заболеваний, как туберкулез, СПИД, гепатит, психических расстройств и др. достаточно распространенное явление. Им отказывают в приеме на работу, на учебу, ограничивают в правах в иных областях жизни, и что особенно страшно, с дискриминацией сталкиваются люди, болеющие или уже перенесшие опасные заболевания, при получении медицинской помощи. Например, в договорах частных клиник практически всегда есть список тех, кому помощь оказана не будет, в частности там значатся люди с хроническими инфекционными заболеваниями, такими, как ВИЧ, сифилис, гепатит. Негативное отношение окружающих нередко приводит к добровольной социальной изоляции гражданина, развитию у него психологических комплексов, стремлению скрывать свое заболевание, что зачастую приводит к тяжелым последствиям. И далеко не все граждане, подвергшиеся дискриминации, находят в себе силы бороться за свои права и отстаивать их в суде. В данном случае необходимо обратить внимание, что недопустимость дискриминации по признаку наличия заболевания установлена на законодательном уровне, защита прав и законных интересов граждан, подвергшихся дискриминации по данному признаку может быть защищена в суде, и лица виновные в дискриминации подлежат ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Помимо нормы запрета дискриминации обусловленной наличием у граждан каких-либо заболеваний, содержащейся в комментируемой статье, нормы аналогичного содержания конкретизированы в других федеральных законах. Так, ст.17 ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" предусматривает, что не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, и медицинские организации, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных.