Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 47. Обвиняемый

1. Понятие обвиняемого как участника уголовного судопроизводства со стороны защиты, реализующего все уголовно-процессуальные функции защиты от обвинения, дано в положениях ч.1 комментируемой статьи. Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 года N 11-П под обвинением в смысле ст.6 Конвенции Европейский суд по правам человека понимает не только официальное уведомление об обвинении, но и иные меры, связанные с подозрением в совершении преступления, которые влекут серьезные последствия или существенным образом сказываются на положении подозреваемого. Речь в данном случае идет о том, что обвиняемый как участник уголовного судопроизводства приобретает статус обвиняемого не только при наличии вынесенных процессуальных актов, которые официально предоставляются для уведомления соответствующему лицу, но и при наличии соответствующих доказательств, свидетельствующих о причастности лица к совершенному преступлению. Поэтому статус обвиняемого лицо приобретает при наличии материальных (фактических) и процессуальных оснований.

________________

См.: п.3 постановления Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 года N 11-П "По делу о проверке конституционности положений ч.1 ст.47 и ч.2 ст.51 УПК РСФСР в связи с жалобой гр. В.И.Маслова" // СПС.

2. Так, материальными (фактическими) основаниями в соответствии с ч.1 ст.171 УПК РФ являются достаточные доказательства, дающие основание для обвинения лица в совершении преступления. Процессуальным основанием является вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. При производстве дознания в качестве материальных (фактических) оснований в соответствии с п.6 ч.1 ст.225 УПК РФ о признании лица обвиняемым выступает перечень доказательств, подтверждающих обвинение. Процессуальным основанием в данном случае является вынесенный обвинительный акт. При производстве сокращенного дознания в качестве материальных (фактических) оснований для признания лица обвиняемым в соответствии с ч.1 ст.226_7 УПК РФ и п.6 ч.1 ст.225 УПК РФ выступает достаточный объем собранных доказательств, подтверждающих обвинение. Процессуальным основанием является составленное обвинительное постановление.

3. Уголовно-процессуальная деятельность участников уголовного судопроизводства, в первую очередь дознавателя, следователя, как раз и заключается в установлении доказательств, свидетельствующих о причастности лица к совершению преступления, которые по сути являются основаниями для признания лица обвиняемым. Кроме того, эта деятельность и презюмирует в установлении лица, причастного к совершению преступления.

4. Положения ч.2 комментируемой статьи имеют существенное значение для определения статуса "свидетель" либо "обвиняемый" при совершении преступлений в соучастии, в случаях выделения уголовного дела и рассмотрения его в соответствии с гл.40_1 УПК РФ. Дело в том, что исходя из родового понятия, которое определено в ч.2 комментируемой статьи, одно и то же лицо может являться как обвиняемым, подсудимым, осужденным, так и оправданным. В данном случае имеет место наложение на одно и то же лицо различных процессуальных статусов участников уголовного судопроизводства. Но соответствующий статус они приобретают на разных стадиях уголовного судопроизводства при наличии к тому процессуальных оснований. Так, например, на стадии досудебного производства статус обвиняемого появляется с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого и т.д. (ч.1 ст.47 УПК РФ). При этом основные права и обязанности данных участников уголовного судопроизводства определены только в ст.47 УПК РФ. Кроме того, законодатель в п.1 ч.1 ст.276 УПК РФ косвенно подтверждает, что независимо от досудебной либо судебной части уголовного судопроизводства родовым понятием во всех уголовно-процессуальных отношениях, в том числе и возникающих при даче показаний, является понятие "обвиняемый". Поэтому данный соучастник преступления, в отношении которого уже вынесен обвинительный приговор, по своему процессуальному статусу является осужденным. При этом он не должен выступать в качестве свидетеля при рассмотрении этого же уголовного дела в соответствии с гл.40_1 УПК РФ, по тому же обвинению, но предъявленному соучастнику преступления. В случаях, когда одному из соучастников преступления при выделении уголовного дела и раздельном его рассмотрении вынесен оправдательный приговор и данный участник в соответствии со ст.29 УПК РФ признан невиновным в совершении преступления, то он приобретает статус свидетеля, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. При этом данный свидетель в соответствии с п.1 ч.4 ст.56 УПК РФ обладает свидетельским иммунитетом и имеет право не давать показания против себя и своих близких. Данное положение распространяется и на случаи, когда уголовное дело прекращено по реабилитирующим основаниям.

5. В соответствии с ч.1 ст.461 УПК РФ лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, за преступление, не указанное в запросе о выдаче. Так, по приговору Красноярского краевого суда К. осужден по совокупности преступлений, в том числе и по ч.1 ст.127 УК РФ. СК по УД ВС РФ оставила приговор без изменения. Пленум Верховного Суда РФ, рассмотрев уголовное дело по надзорному представлению, отменил судебные решения в части осуждения К. по ч.1 ст.127 УК РФ и производство по делу прекратил в связи с нарушением порядка выдачи лица для уголовного преследования. В ходатайстве о заключении под стражу и выдаче обвиняемого в совершении преступления, направленном Генеральному прокурору Республики Казахстан, дано описание деяния (совершенного убийства, его мотивов), которое является уголовно наказуемым по уголовному закону РФ и Республики Казахстан. Генеральной прокуратурой Республики Казахстан было удовлетворено ходатайство о выдаче К. для привлечения к уголовной ответственности.

________________

См.: постановление Пленума ВС N 276П11ПР // СПС.

6. Все права обвиняемого, которые предусмотрены УПК РФ, должны неукоснительно соблюдаться судом, следователем, дознавателем, органом дознания. Кроме того, данные участники уголовного процесса должны предоставить обвиняемому возможность пользоваться предусмотренными УПК РФ правами. Необеспечение обвиняемого возможностью пользоваться правами, которые предусмотрены УПК РФ, влекут за собой существенное нарушение уголовно-процессуального закона. Так, в ходе производства предварительного следствия образцы голосов обвиняемых были получены скрытно от них, в отсутствие их защитников, без разъяснения им процессуальных прав, результаты проведенных записей бесед с обвиняемыми были сразу же переданы для производства фоноскопических экспертиз, что противоречит положениям ст.47, 166 УПК РФ. Поэтому суд обоснованно исключил из числа доказательств ряд заключений фоноскопических экспертиз.

________________

См.: определение N 83-О09-34 СК по УД ВС РФ и Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2009 года, утвержденный постановлением Пленума ВС РФ от 10 марта 2010 года // СПС.

7. Часто при производстве по уголовному делу судами нарушаются положения ч.3 комментируемой статьи. Как правило, это выражается в непредставлении достаточного времени и возможности подсудимому для подготовки к защите. Все эти нарушения права на защиту в соответствии с п.4 ч.2 ст.389.17 УПК РФ являются существенными нарушениями уголовно-процессуального закона. Так, в ходе судебных прений подсудимый М. в связи с необходимостью проанализировать речь государственного обвинителя и аргументированно ответить на его доводы ходатайствовал о предоставлении ему времени для подготовки совместно с защитником к выступлению в судебных прениях. Председательствующий частично удовлетворил ходатайство подсудимого, предоставил ему один час для подготовки, но без участия защитника. После возобновления прений адвокат подсудимого заявил об ущемлении права подсудимого пользоваться помощью защитника и просил занести это заявление в протокол судебного заседания. Председательствующий данное заявление оставил без внимания и возможность проконсультироваться с защитником перед выступлением в прениях М. не предоставил. После окончания прений М. сообщил, что к последнему слову не готов, так как ему необходимо проконсультироваться с адвокатом, просил судебное разбирательство отложить на другой день, однако председательствующим в предоставлении времени и консультации с защитником также было отказано. При этом из протокола судебного заседания следует, что осужденный по существу обвинения в последнем слове ничего не сказал.

________________

См.: определение СК по УД ВС РФ от 5 сентября 2013 года N 78-АПУ13-28 // СПС.

8. Права обвиняемого, которые предусмотрены в УПК РФ, определены в положениях ч.3 и 4 комментируемой статьи. Однако ряд прав обвиняемого более детально регламентирован в соответствующих решениях Конституционного Суда РФ, а также в других положениях действующего УПК РФ. Так, в определении Конституционного Суда РФ от 12 мая 2003 года N 173-О указано, что обвиняемый имеет право ознакомиться с документами, которые подтверждают законность и обоснованность применения к нему мер процессуального принуждения, решение о которых принимается судом. Согласно п.1 ч.5 ст.231 УПК РФ обвиняемый вправе заявить ходатайство о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей до назначения судебного заседания.

________________

См: определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2003 года N 173-О "По жалобе гр. Коваля С. В. на нарушение его конституционных прав положениями статей 47 и 53 УПК РФ" // СПС.

Более подробно об этом см.: постановление Пленума ВС РФ от 8 декабря 2010 года N 294-П10 // СПС.

9. Все права обвиняемого, которые предусмотрены в УПК РФ, должны быть разъяснены дознавателем, следователем, судом. При этом необходимо учитывать процессуальный статус обвиняемого в зависимости от стадии уголовного процесса. Кроме того, дознаватель, следователь, суд должны учитывать и дополнительные права обвиняемого, которые он имеет в зависимости от стадии и формы уголовного судопроизводства. Данная позиция определена и в п.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 29 "О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве", в котором указано, что предусмотренные нормами уголовно-процессуального закона права должны быть разъяснены в объеме, определяемом процессуальным статусом лица, в отношении которого ведется производство по делу, с учетом стадий и особенностей различных форм судопроизводства. В частности, при рассмотрении дела по существу судом первой инстанции разъяснению обвиняемому подлежат не только права, указанные в ч.4 ст.47 УПК РФ, но и другие его права в судебном разбирательстве, в том числе право ходатайствовать об участии в прениях сторон наряду с защитником (ч.2 ст.292 УПК РФ), а при отсутствии защитника - участвовать в прениях сторон (ч.1 ст.292 УПК РФ), право на последнее слово (ст.293 УПК РФ).

________________

См.: п.3 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 года N 29 "О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве" // СПС.

10. Так, осужденному, в случае постановления в отношении него обвинительного приговора, УПК РФ предоставляет дополнительные права. В первую очередь, он обладает правом на апелляционное обжалование приговора. Кроме того, данный участник уголовного судопроизводства наделяется не только теми правами, которые предусмотрены ч.3 комментируемой статьи, но и правами, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством в части рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции, т.е. дополнительными правами. Такими дополнительными правами являются:

- право на восстановление пропущенного срока (ч.1 ст.389_5 УПК РФ);

- право на обжалование в вышестоящий суд, постановление судьи, об отказе в восстановлении пропущенного срока (ч.2 ст.389_5 УПК РФ);

- право на извещение о принесенных другими участниками апелляционных жалоб либо представлений, обладающими правом апелляционного обжалования (ст.389_7 УПК РФ);

________________

Но реализация данного права осужденного зависит от судебного усмотрения, т.е. от суда, который постановил приговор или вынес иное обжалуемое решение. Поэтому реализация данного права осужденного зависит от суда, который должен определить, в какой степени затрагиваются интересы данного осужденного принесенной апелляционной жалобой или представлением. Данное положение не в полной мере отвечает принципу охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст.11 УПК РФ).