1. В коммент. ст. содержатся нормы о субъективном праве авторов произведений изобразительного искусства и произведений архитектуры - праве доступа.
Примерный перечень произведений изобразительного искусства содержится в п.1 ст.1259 ГК. К ним, в частности, относятся произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы.
Содержание права доступа автора произведения изобразительного искусства состоит в возможности требовать от собственника материального носителя, на котором зафиксирован оригинал произведения (картины, скульптуры, предмета дизайна), осуществления фактического доступа к данному носителю. Подобный доступ, следствием которого является непосредственное личное восприятие произведения, изготовление рукописных и технических копий произведения, может быть необходим автору для удовлетворения творческих потребностей, создания новых, в том числе производных, произведений.
2. Рассматриваемому праву автора корреспондирует обязанность собственника материального носителя предоставить автору к нему доступ. По смыслу закона собственник обязан предоставить автору доступ к оригиналу безвозмездно. В то же время в п.1 коммент. ст. подчеркивается, что собственник не обязан осуществлять, организовывать или давать согласие на доставку оригинала. Иными словами, возможность доступа должна быть обеспечена по месту нахождения оригинала произведения. Автор не вправе требовать транспортировки оригинала до места своего жительства или пребывания.
Вполне вероятна ситуация, при которой автор произведения и собственник оригинала находятся на значительном расстоянии друг от друга, и у автора отсутствует возможность прибыть по месту нахождения объекта. Учитывая уровень развития современных средств видеосвязи, следует прийти к выводу, что в подобных случаях данное право может быть реализовано посредством предоставления автору удаленного доступа к объекту, например, посредством использования сети Интернет и специального программного обеспечения.
3. В п.2 коммент. ст. установлены особенности содержания права доступа, принадлежащего автору произведения архитектуры. Произведение архитектуры исходя из ст.2 Закона об архитектурной деятельности представляет собой результат творческой деятельности, выраженный в оригинальном решении внешнего и внутреннего облика архитектурного объекта, его пространственной, планировочной и функциональной организации. К числу архитектурных объектов в указанном Законе отнесены здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.
Во-первых, в законе подчеркиваются цели, для которых архитектору должен быть предоставлен доступ к строению - осуществление фото- и видеосъемки. Во-вторых, договором между архитектором и собственником оригинала (заказчиком) автору может быть отказано в данном праве. Иными словами, в отношении произведений архитектуры действуют диспозитивные правила о праве доступа, в то время как в отношении произведений изобразительного искусства данные правила установлены императивно.
4. Содержание права доступа предполагает совершение действия по воспроизведению произведения, и в этом отношении данное право отчасти совпадает с правомочием на воспроизведение, входящим в состав исключительного имущественного права. Несмотря на это, по своей правовой природе право доступа является, на наш взгляд, личным неимущественным правом. Как уже отмечалось, целью права доступа является удовлетворение творческого интереса автора в непосредственном восприятии своего произведения. Данное право неразрывно связано с личностью автора, не может переходить к другим лицам по договору, в порядке наследования или по каким-либо иным основаниям. Содержание данного права не предполагает возможность приобретения автором каких-либо имущественных благ в результате реализации права. Тем не менее с момента введения в действие части четвертой ГК законодатель относит рассматриваемое право автора не к личным неимущественным, а к иным интеллектуальным правам (п.3 ст.1255 ГК). Данное законодательное решение представляется спорным.
5. В связи с предельно кратким нормативным регулированием рассматриваемого субъективного права остаются открытыми вопросы о времени, частоте и продолжительности доступа автора к оригиналу произведения. По смыслу закона данные вопросы должны решаться по соглашению сторон. В случае возникновения спора правоприменителю не остается ничего другого, кроме как ориентироваться на общие правила осуществления гражданских прав. В частности, автор не должен злоупотреблять принадлежащим ему правом - требовать предоставления доступа к объекту в ночное время, праздничные дни, требовать ежедневного или многочасового осмотра и т.п.
6. При толковании и применении норм коммент. ст. следует учитывать, что их действие рассчитано в первую очередь на классические случаи доступа к оригиналу произведения изобразительного искусства, выраженному в материальной форме. В то же время право доступа в равной степени принадлежит авторам произведений изобразительного искусства, созданных в электронной форме с помощью ЭВМ и специального программного обеспечения. Оригинал произведения, созданного таким способом, представляет собой компьютерный файл, содержащий то или иное изображение. В случае отсутствия у автора данного файла (его копии) он точно так же, как и автор "аналогового" произведения, вправе требовать предоставления доступа к файлу. Разумеется, в подобных случаях собственнику компьютера (жесткого диска), на котором сохранен оригинал произведения, проще предоставить автору электронную копию произведения, нежели организовывать доступ автора к оригиналу.