Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть четвертая) (постатейный)

Комментарий к статье 1293. Право следования

1. Нормы коммент. ст. посвящены еще одному субъективному праву автора - праву следования. Данное право традиционно принадлежит авторам произведений изобразительного искусства, примерный перечень которых содержится в п.1 ст.1259 ГК.

Содержание рассматриваемого права составляет принадлежащая автору возможность требовать выплаты вознаграждения в случае перепродажи материального носителя, на котором зафиксирован оригинал произведения изобразительного искусства. Обязательным условием возникновения данного права является наличие посредника, организующего перепродажу на основании договора с собственником оригинала. Таковым согласно требованиям коммент. ст. может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которому принадлежит аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иное подобное предприятие.

С 1 октября 2014 года сфера действия рассматриваемого права значительно сужена. Если ранее право следования возникало в случае любой публичной перепродажи оригинала произведения, то теперь для возникновения данного права необходимо, чтобы перепродажа осуществлялась именно посредником, но не самим собственником оригинала. Согласно новой редакции коммент. ст. в случаях, когда публичная перепродажа оригинала осуществляется без участия посредника (например, сам владелец художественной галереи является собственником картины и выставляет ее на продажу), рассматриваемое право у автора не возникает. Данное законодательное решение представляется довольно странным и трудно объяснимым.

2. С момента введения в действие части четвертой ГК предусмотрен особый порядок осуществления права следования. По общему правилу, если автор не заявил в установленном порядке об ином, осуществление данного права должно происходить не в традиционном индивидуальном, а в особом коллективном порядке - посредством коллективного управления специализированной некоммерческой организацией.

Согласно подп.3 п.1 ст.1244 ГК управление правом следования отнесено к одной из сфер деятельности организаций коллективного управления авторскими правами, подлежащих государственной аккредитации. В настоящий момент в данной сфере аккредитовано Некоммерческое партнерство "Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства" (УПРАВИС). Данная организация уполномочена государством на управление правом следования всех авторов, за исключением тех, которые отказались от ее услуг.

В том случае, если автор желает самостоятельно осуществлять принадлежащее ему право следования либо он намерен возложить осуществление данного права на неаккредитованную организацию коллективного управления, ему необходимо исключить свои произведения из реестра аккредитованной организации коллективного управления (п.4 ст.1244 ГК).

3. В п.1 коммент. ст. подчеркивается, что автор вправе требовать от продавца оригинала выплаты вознаграждения в виде процентных отчислений от цены договора купли-продажи. Правительству РФ предоставлено полномочие определить размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты. В настоящий момент данные отношения урегулированы постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2008 года N 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений" (СЗ РФ. 2008. N 17. Ст.1880).

В соответствии с п.6 постановления галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, участвовавшая в качестве посредника при публичной перепродаже оригинала произведения, на основании договора с лицом, осуществляющим сбор вознаграждения, представляет ему копии документов, подтверждающих цену перепродажи оригинала произведения, а также иные документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения, по перечню и в сроки, которые определяются в указанном договоре.

В приложении к постановлению содержатся ставки вознаграждения автору следования, размер которых зависит от цены перепродажи оригинала произведения. Если цена перепродажи составляет менее 100 тыс.рублей, размер вознаграждения составляет 5 процентов от цены перепродажи, при цене перепродажи от 100 тыс. до 1700 тыс.рублей размер вознаграждения составляет 69 тыс.рублей плюс 4 процента от суммы, превышающей 100 тыс.рублей, и т.д.

4. С момента вступления в силу части четвертой ГК сфера действия права следования расширена по кругу субъектов и объектов. В отличие от прежнего законодательства действующий закон наделяет правом следования также авторов литературных и музыкальных произведений, если предметом перепродажи являются рукописи данных произведений (п.2 коммент. ст.). Отношения по выплате вознаграждения при перепродаже рукописей литературных и музыкальных произведений подчиняются тем же правилам, что и отношения по выплате вознаграждения при перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства.

5. Как и право доступа, право следования отнесено законодателем к категории иных интеллектуальных прав (п.3 ст.1255 ГК). В отношении права следования данное законодательное решение представляется логичным, поскольку по своему содержанию рассматриваемое право не может быть отнесено ни к исключительному праву, ни к личным неимущественным правам.

6. В п.3 коммент. ст. установлена специальная норма, предусматривающая особенности оборотоспособности права следования, согласно которой право следования может переходить к другим лицам только в порядке наследования. Переход права следования к другому лицу на основании договора не допускается.

С учетом действия принципов автономии воли участников гражданского оборота и свободы договора, данное решение законодателя не может не обратить на себя внимание. В результате толкования п.3 коммент. ст. возникает вполне резонный вопрос о том, почему имущественное и не имеющее тесной связи с личностью автора право следования может перейти к другому лицу после смерти автора, но не может перейти к другому лицу при жизни автора и по его воле. Представляется, что рассматриваемое правило может быть объяснено одной из целей права следования, которая заключается в обеспечении имущественных интересов начинающих или неизвестных авторов, оригиналы произведений которых с течением времени выросли в цене.