1. Коммент. ст. сформулирована крайне небрежно как по стилю изложения (поскольку начинается не с общего правила, а с исключения из него), так и по содержанию (поскольку смысл закрепленных ею норм в ряде случаев не совпадает с буквальным текстом статьи, а сами нормы имеют очевидные пробелы). В связи с этим важно установить действительный смысл тех правил, которые содержит данная статья.
2. Прежде всего из коммент. ст. следует, что на исключительное право может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Исключение составляет случай, когда обладателем исключительного права является сам автор произведения и взыскание не вытекает из договора залога, заключенного автором в отношении исключительного права на конкретное произведение.
В соответствии с прямым указанием абз.3 п.1 принадлежавшее автору исключительное право освобождается от возможного обращения взыскания и при переходе его к наследникам и наследникам наследников в пределах всего срока действия исключительного права. С учетом цели введения данного правила под наследниками в данном случае понимаются лишь физические лица, к которым исключительное право перешло как по закону, так и по завещанию. Если же исключительное право перешло по завещанию к юридическому лицу, на него может быть обращено взыскание.
В случае перехода исключительного права от автора к другим лицам по иным основаниям, отличным от наследования, на него может быть обращено взыскание на общих основаниях.
3. Помимо исключительного права предметом взыскания согласно коммент. ст. могут выступать: 1) права требования автора к другим лицам по договорам об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионным договорам; 2) доходы, полученные от использования произведения; 3) право использования произведения, принадлежащее лицензиату. Таким образом, название коммент. ст. неадекватно ее содержанию.
Однако более серьезным ее недостатком является умолчание о том, может ли обращаться взыскание на иные имущественные права авторов и иных правообладателей, например на право получать вознаграждение от работодателя за использование служебного произведения, право композитора на получение особого вознаграждения за использование музыки при публичном исполнении аудиовизуального произведения и т.д.
Наконец, в коммент. ст. не сказано ничего о возможности обращения взыскания на материальные носители произведений (тираж книги, аудиозаписи и т.п.).
На наш взгляд, нет никаких разумных оснований для того, чтобы указанные имущественные права и/или материальные носители произведений были бы забронированы от обращения взыскания.
4. Пункт 2 коммент. ст. закрепляет за автором произведения преимущественное право на приобретение продаваемого с публичных торгов в целях обращения взыскания принадлежащего лицензиату права использования произведения.
Смысл, цели и порядок реализации на практике данного правила не вполне ясны. В частности, непонятно, зачем вообще автору предоставляется такое право, почему у автора его нет при продаже с публичных торгов самого исключительного права и как данное преимущественное право может быть совмещено с процедурой публичных торгов. Данная норма представляется надуманной и не имеющей практического значения.