1. Коммент. ст. объединяет в основном те виды свободного использования произведений, объединяющим признаком которых является необходимость доступа к ним в целях свободного распространения информации. В этих случаях требуется лишь соблюдение личных неимущественных прав авторов используемых произведений и указание источника заимствования.
Помимо ограничений исключительного права в целях свободного распространения информации коммент. ст. допускает при определенных условиях свободное публичное исполнение правомерно обнародованных произведений (подп.6 п.1), предоставление экземпляров произведений в пользование библиотеками (п.2), тифлокомментирование и сурдоперевод произведений (п.3) и создание пародий (п.4).
Следует учитывать, что во всех предусмотренных коммент. ст. случаях допускаются свободно совершать лишь те действия, которые прямо названы в законе, т.е. либо воспроизводить произведения, либо их распространять, либо публично исполнять и т.п. Остальные имущественные правомочия, образующие исключительное право, могут осуществляться лишь с согласия правообладателей.
2. Подпункт 1 п.1 допускает свободное цитирование произведений в определенных коммент. ст. целях. Цитата представляет собой дословную выдержку из какого-либо текста, отрывок музыкального произведения, графическое воспроизведение части произведения изобразительного искусства и т.п. В авторском праве цитирование означает включение одного или нескольких отрывков из произведения одного автора в произведение другого. Делается это для того, чтобы подтвердить, или, наоборот, оспорить то или иное положение. Без цитирования практически не обходится ни одна научная или критическая работа.
Условия допустимого цитирования в соответствии с коммент. ст. сводятся к следующему. Во-первых, без согласия автора отрывки его произведения в виде цитат могут использоваться только в научных, полемических, критических, информационных и учебных целях для того, чтобы лучше раскрыть творческий замысел автора. Это означает, что не допускается свободное цитирование в литературно-художественных, музыкальных, сценарных и иных произведениях, не носящих характера научных, критических и подобных им работ. В случае возникновения спора относительно вида и жанра произведения данный вопрос решается судом, который может назначить соответствующую экспертизу.
Во-вторых, цитироваться могут отрывки лишь из правомерно обнародованных произведений. Если произведение еще не обнародовано или обнародовано без согласия автора, никакие отрывки из него использоваться в качестве цитат не могут.
В-третьих, цитирование допускается лишь в объеме, оправданном целью цитирования. Конкретный объем цитат законом не регламентирован и может быть предметом судебного спора, если автор цитируемого произведения усмотрит ущемление своих законных интересов. Очевидно, что невозможно дать абстрактный ответ, какой объем цитирования является допустимым. Многое зависит от объема и характера произведения, его жанра и художественной формы. Во всяком случае вряд ли может считаться допустимым включение в научную или критическую работу чужого произведения целиком (если только речь не идет о произведениях малых форм) или такое положение, когда цитата превышает половину объема произведения.
В-четвертых, по прямому указанию закона допускаются отрывки из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.
3. К цитированию близко примыкает разрешенное законом использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью (подп.2 п.1 коммент. ст.).
Отличие данного вида использования от цитирования сводится к тому, что произведение или отрывок из него используются не в полемических целях, а в качестве учебного материала, с помощью которого учащиеся знакомятся с конкретными примерами тех или иных творческих решений. По смыслу закона под данный вид использования не подпадает издание хрестоматий и сборников, хотя бы они и предназначались для учебных целей. Кроме того, в законе прямо указаны возможные формы использования - издания, радио- и телепередачи, звуко- и видеозаписи, за рамки которых без согласия автора выходить запрещено.
4. Целью ограничения авторских прав, которое предусмотрено подп.3 п.1 коммент. ст., является обеспечение оперативной и широкой информации граждан о событиях в стране и в мире. Объектом свободного использования являются лишь статьи, т.е. относительно небольшие произведения, имеющие текстовое содержание. На иные произведения, например фотографии или произведения художественной литературы, пусть даже размещенные в периодическом издании, данный случай не распространяется. Далее, свободно использоваться могут не любые статьи, а лишь статьи экономического, политического, социального и религиозного содержания. Статьи иной тематики могут использоваться только с согласия автора или иного правообладателя. Наконец, требуется, чтобы статьи были посвящены текущим событиям. Поэтому, например, научную статью на юридическую или историческую тему, которая не связана напрямую с текущим моментом, можно использовать только с согласия автора.
Помимо требований к самим статьям условием их свободного использования является их предварительное правомерное опубликование в том или ином периодическом печатном издании, передача в эфир или по кабелю или доведение до всеобщего сведения. Использовать чужие статьи, лишь подготовленные к опубликованию (обнародованию), либо хотя и опубликованные, но не в периодических изданиях или обнародованные иным способом, не допускается.
Наконец, необходимым условием использования таких произведений является отсутствие запрета автора или иного правообладателя на их воспроизведение, передачу в эфир и сообщение по кабелю или доведение до всеобщего сведения. Если правообладателем установлен запрет в отношении всего материала периодического печатного издания, то он распространяется на каждую статью, размещенную в данном издании.
5. Та же цель преследуется при свободном воспроизведении в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщении в эфир или по кабелю, доведении до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений (подп.4 п.1 коммент. ст.). Свободное использование таких произведений объясняется их публичным характером, т.е. тем, что они адресованы неопределенному кругу лиц и автор, как правило, заинтересован в их широком распространении. Если речь или иное аналогичное произведение не предназначены для широкой публики, а имеют характер частной беседы, их свободное использование не допускается.
Политические речи и доклады могут использоваться указанными в законе способами как в полном объеме, так и частично, если это оправдано информационными задачами. Однако недопустимо вырывать отдельные высказывания из общего контекста речи или доклада, если при этом искажается общий смысл публичного выступления автора произведения.
По смыслу закона свободно воспроизводиться могут лишь произведения, посвященные актуальным событиям и произнесенные сравнительно недавно. Речи и доклады известных политических и общественных деятелей прошлого, например, записанные на пленку, могут использоваться только в общем порядке.
Специально оговаривается, что за автором сохраняется право на опубликование и иное использование таких произведений в сборниках. Помимо этого авторы этих произведений, несомненно, обладают всеми остальными авторскими правами.
6. Изъятие из авторского права, предусмотренное подп.5 п.1 коммент. ст., как и предыдущее, оправдывается необходимостью свободного распространения информации. Если в обзор или репортаж о текущих событиях случайно попадет охраняемое авторским правом произведение, такое его использование не считается нарушением авторского права. Например, если во время спортивного соревнования, конкурса, фестиваля или аналогичного мероприятия, о котором телевидением сделан репортаж, исполнялось охраняемое законом музыкальное произведение, в запись допустимо включить фрагмент из него. Однако отрывки из произведений могут передаваться только как органическая часть того события, которое показывается в репортаже. Нельзя, например, вмонтировать в обзор отрывки из произведения, хотя бы и связанные с показываемыми событиями, но непосредственно в них не присутствующие. Иногда в ходе обзора текущих событий может быть показано и произведение целиком, как, например, показ картины или скульптуры в репортаже об открытии выставки. Однако в любом случае главной должна быть именно информационная цель. Поэтому, например, может быть признан злоупотреблением показ всех картин, которые демонстрируются на выставке, или исполнение всего музыкального или литературного произведения, если в информационных целях было бы достаточно исполнить лишь фрагмент из них.
Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ дополнительно уточнил, что рассматриваемый случай свободного использования среди прочего охватывает собой использование произведений средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио.
7. С принятием Федерального закона от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ в коммент. ст. появилось несколько новых случаев свободного использования произведений, которые не связаны с необходимостью свободного доступа к информации. Первый из них, предусмотренный новой редакцией подп.6 п.1 коммент. ст., посвящен публичному исполнению произведений, которое возможно при следующих условиях.
Во-первых, произведения могут свободно публично исполняться лишь в образовательных и медицинских организациях, а также в учреждениях социального обслуживания и уголовно-исполнительной системы.
Во-вторых, такое исполнение может осуществляться не приглашенными артистами, а самими работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями и учреждениями или содержащимися в данных учреждениях.
В-третьих, данное исключение распространяется лишь на "живое" исполнение. Свободное исполнение с помощью технических средств не разрешается.
В-четвертых, публичное исполнение в этом случае не должно преследовать коммерческих целей.
Таким образом, рассматриваемый случай свободного использования произведений легализовал распространенное на практике любительское исполнение музыкальных, литературных, драматических и некоторых других произведений в школах, больницах, исправительно-трудовых учреждениях и т.д.
8. В соответствии с подп.7 п.1 допускается запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций. Данный случай свободного использования связан с введением новых требований к защите диссертаций, в частности с обязательным предварительным доведением до всеобщего сведения авторефератов диссертаций. Поскольку закон не содержит на этот счет никаких ограничений, авторефераты диссертаций после их размещения на сайте организации, при которой создан диссертационный совет, могут использоваться путем доведения до всеобщего сведения любыми заинтересованными лицами. Воспроизведение, распространение и иные способы использования автореферата могут осуществляться лишь с согласия автора.
9. Пункт 2 коммент. ст. допускает без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения создание, воспроизведение и распространение экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими. Примером такого использования служит издание шрифтом Брайля обнародованных литературных произведений. Данное изъятие из авторского права, присутствующее в законодательстве большинства государств, касается лишь двух способов использования произведений, а именно воспроизведения и распространения экземпляров произведения или их отдельных частей, изготовленных с помощью использования рельефно-точечного шрифта или другим специальным способом, делающим произведение доступным для слепых и слабовидящих людей.
Данный вид свободного использования не должен: 1) ущемлять личные права автора, в частности право на авторское имя; 2) преследовать коммерческие цели; 3) распространяться на произведения, которые специально созданы для слепых и слабовидящих людей, а также на фонограммы, состоящие в основном из музыкальных произведений.