Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть четвертая) (постатейный)

Комментарий к статье 1270. Исключительное право на произведение

1. Коммент. ст. посвящена имущественным правам, которые связаны с возможностями автора или иного правообладателя по использованию произведения. В настоящее время все эти возможности образуют единое исключительное право, которое охватывает собой конкретные способы использования произведений. Перечень способов использования произведений, закрепленных коммент. ст., трудно признать совершенным, поскольку некоторые из них покрывают друг друга. Однако в этом вопросе российский законодатель вынужден учитывать требования международных конвенций, для которых характерно дробление некогда единых имущественных авторских прав и стремление закрепить в законе все новые их разновидности.

Несмотря на то, конкретных способов использования произведений, предусмотренных коммент. ст., становится все больше, они не исчерпывают собой всех возможных способов их использования. Иными словами, правообладатели вправе использовать произведения или выдавать разрешение на их использование в любой форме и любым способом. Кроме того, специально подчеркивается, что независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, они могут совершаться лишь самими правообладателями или с их согласия.

2. Закрепленный в законе перечень имущественных прав открывает право на воспроизведение. Возможность воспроизведения творческого результата, достигнутого создателем произведения, другими лицами послужила одной из главных причин возникновения авторского права. Не случайно сам термин "авторское право" в английском языке звучит как "копирайт", что буквально означает право на копирование, воспроизведение.

Итак, право на воспроизведение есть право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятия третьими лицами. Причем данное право ограничивается лишь повторным воспроизведением произведения в той или иной материальной форме, т.е. связано с его фиксацией на определенном материальном носителе. Публичное исполнение, передача в эфир и иные способы использования произведения, не связанные с повторной фиксацией произведения на материальном носителе, пусть даже ином, рассматриваются законом в качестве особых правомочий автора, лежащих за рамками воспроизведения.

Воспроизведение чаще всего одновременно образует опубликование произведения, однако происходит это отнюдь не всегда. Воспроизведением в точном смысле признается само изготовление копий произведения в любой материальной форме независимо от того, где и когда они будут выпущены в обращение и произойдет ли это вообще. Кроме того, для воспроизведения не требуется изготовления такого количества экземпляров произведения, которое удовлетворяло бы потребности публики. Им будет считаться изготовление нескольких или даже одной копии произведения.

Конкретные способы воспроизведения действующее законодательство не перечисляет, в чем, собственно, и нет необходимости, так как им признается любая повторная фиксация произведения на материальном носителе. В коммент. ст. лишь специально подчеркивается, что воспроизведением, среди прочего, является изготовление экземпляров произведения в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения.

Из этого следует, что воспроизведением будет являться не только придание произведению той же объективной формы, в которой оно было первоначально выражено, что имеет место, например, при переиздании произведения, но и воплощение произведения в иную объективную форму. Например, если музыкальное произведение было первоначально обнародовано в виде нотного издания, то его запись на цифровой диск должна рассматриваться как его воспроизведение.

3. В подп.1 п.2 коммент. ст. специально подчеркивается, что воспроизведением является также запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ. Указанный способ воспроизведения специфичен тем, что в данном случае не создается новой материальной копии произведения. Данное указание не утратило актуальности, несмотря на появление в законе такого нового права, как на доведение произведения до всеобщего сведения (подп.1 п.2 коммент. ст.).

Однако не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса. Если в первоначальной редакции коммент. п. данное исключение распространялось лишь на краткосрочную запись программ для ЭВМ, то теперь оно охватывает краткосрочные записи любых произведений, если единственной целью такой записи является правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения.

4. Подпункт 2 п.1 коммент. ст. закрепляет за автором право на распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров. Как видим, закон связывает распространение только с теми произведениями, которые зафиксированы на материальном носителе. Это следует хотя бы из того, что продать можно лишь сам материальный носитель, на котором зафиксировано произведение, а не само произведение как таковое. Далее, если ранее считалось, что распространяться могут лишь экземпляры произведения (т.е. его копии), то ныне этим понятием охватывается и выпуск в гражданский оборот самого оригинала произведения. Наконец, право на распространение закон не связывает с пуском в гражданский оборот такого количества экземпляров произведения, которое удовлетворяло бы разумным потребностям публики. Для того чтобы произведение считалось распространенным, достаточно и нескольких экземпляров произведения, и даже самого оригинала.

Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распространения произведения, указывая лишь на продажу его оригинала или экземпляров. Помимо этого они могут отчуждаться путем дарения, мены, внесения в уставный капитал хозяйственного общества и т.п.

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств.

5. Право на публичный показ произведения, о котором говорится в подп.3 п.2 коммент. ст., характеризуется следующими признаками. Во-первых, при показе произведения оно целиком (например, картина) или какая-то его часть (например, кадр аудиовизуального произведения, помещенный на афише) просто демонстрируются публике без совершения автором или иным лицом каких-либо активных действий. Э.П.Гаврилов по этому поводу пишет, что показ в отличие от исполнения статичен, что при показе объект не развивается (см.: Гаврилов Э.П. Указ.соч. С.28).

Во-вторых, показ может быть осуществлен лишь в отношении произведений, зафиксированных на каком-либо материальном носителе. На практике данный способ использования реализуется в основном в отношении произведений изобразительного искусства.

В-третьих, показ, как следует из самого термина, предполагает лишь зрительное восприятие произведения. Поэтому, например, нельзя показать произведение, существующее только в устной форме.

В-четвертых, законодательство не связывает право на показ с первым доведением произведения до сведения публики. Указанное право может реализовываться как в отношении еще не обнародованных произведений, так и в отношении произведений, которые уже обнародованы, в том числе опубликованы. Иными словами, право на публичный показ может быть осуществлено автором или иным правообладателем в любое время, а также повторно.

В-пятых, показ не требует обязательного непосредственного, "живого" контакта публики с произведением. Показ может опосредоваться и техническими средствами, с помощью которых расширяется зрительская аудитория. Благодаря этим техническим средствам публика может находиться не только в том месте, в котором произведение непосредственно демонстрируется, но и за его пределами. Важно лишь, чтобы произведение воспринималось публикой одновременно с его показом.

6. Применительно к аудиовизуальным произведениям такой способ их использования, как показ, применяется редко и имеет достаточно узкую сферу применения. В основном речь идет о случаях информирования публики о произведениях и их рекламировании. Не случайно некоторые авторы сводят понятие "публичный показ" к форме информирования о произведении (см.: Судариков С.А. Основы авторского права. Минск, 2000. С.276). Демонстрация аудиовизуального произведения в кинотеатре или по телевидению не является случаем их публичного показа, хотя в подп.6 п.2 коммент. ст. и используется термин "показ аудиовизуального произведения". Данный случай использования аудиовизуального произведения подпадает либо под понятие "публичное исполнение", либо под понятие "передача в эфир".

7. Показ произведения приобретает характер самостоятельного способа использования произведения только тогда, когда он носит публичный характер. Иными словами, закон никому не запрещает показывать произведение в кругу семьи, друзей, близких людей и т.п., что, по сути, означает использование произведения в личных целях. За правообладателем закрепляются права именно на публичный показ.

Публичный показ имеет место лишь тогда, когда показ произведения осуществляется в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Понятие "семья" в данном случае не следует понимать слишком буквально. Показ произведения в кругу друзей или специалистов также не отвечают признаку публичности.

8. Закрепляя за автором или иным правообладателем право на импорт, закон предоставляет им возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия их авторских прав оригинала или экземпляров произведения, которые изготовлены за границей. Основанием для выделения права на импорт является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться, в том числе воспроизводиться. Однако, если экземпляры произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой произведение охраняется, это будет нарушением авторских прав.

Право на импорт неразрывно связано с правом на распространение и в известной мере является его детализацией. Право контроля за импортом оригинала или экземпляров произведения предоставляется автору для того, чтобы он мог более эффективно осуществлять принадлежащее ему право на распространение. Обладая правом на импорт, автор может пресечь нарушение своего права на распространение уже на стадии подготовки его нарушения. Если же ввоз оригинала или экземпляров произведения не имеет цели их последующего распространения на территории, на которой произведение пользуется правовой охраной, то автор не может запретить их импорт (ввоз в личных целях, для показа на выставке и т.п.).

9. К праву на распространение близко примыкает право на сдачу в прокат оригинала произведения или его экземпляров. Несмотря на определенное сходство с общегражданским договором проката (отсюда и название этого способа использования произведения), в данное понятие вкладывается особый авторско-правовой смысл.

Прежде всего сдаваться в прокат могут лишь те произведения, которые зафиксированы на материальном носителе. Иначе говоря, сдается в прокат не само произведение как таковое, а тот материальный носитель, на котором зафиксировано произведение. Сдача в прокат - это предоставление оригинала или экземпляров произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Поскольку данный способ использования произведений предоставляет дополнительную возможность получения дохода от использования произведений, он согласно мировой практике относится к числу самостоятельных авторских правомочий, не покрываемых другими авторскими правами.

При этом закон достаточно широко подходит к такому признаку "проката произведений", как возмездность. Получение платы за передачу оригинала или копии произведения во временное пользование не является обязательным признаком сдачи в прокат. "Прокатчик" может извлекать из сдачи материальных носителей произведений в прокат и косвенную выгоду, например посредством включения данной услуги в общий пакет оказываемых услуг (транспортных, гостиничных и т.п.).

Вместе с тем право на прокат не действует в отношении программы для ЭВМ, если только такая программа является основным объектом проката (п.4 коммент. ст.).

10. Следующим способом использования произведения является его публичное исполнение. Право на публичное исполнение реализуется в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений. Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца и т.п. как в живом исполнении, так и с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Как и в случае с показом произведения, исполнение произведения должно носить публичный характер. Иными словами, произведение должно представляться в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.