1. Коммент. ст. посвящена авторским правам разработчиков проектов официальных документов, символов и знаков (далее - проект официального документа), а также условиям использования созданных ими проектов государственными органами, органами местного самоуправления или международными организациями. Она должна толковаться и применяться в неразрывной связи с нормой подп.1 п.6 ст.1259 ГК, согласно которой указанные объекты не пользуются авторско-правовой охраной. При этом обе нормы подлежат расширительному толкованию, поскольку круг официальных документов, символов и знаков не ограничивается только теми, которые исходят от государственных органов, органов местного самоуправления или международных организаций.
Проекты официальных документов могут разрабатываться в различном порядке, в том числе и таком, когда трудно, а подчас и невозможно установить их авторов.
2. Из п.1 коммент. ст. следует, что независимо от того, как разрабатывался проект - в инициативном порядке или по заданию соответствующего органа или организации, - право авторства на проект, а также право на авторское имя всегда принадлежит разработчику. Кроме того, разработчик вправе обнародовать проект, если это не запрещено заказчиком. По смыслу закона под заказчиком в данном случае понимается также работодатель, если проект является служебным произведением. При опубликовании проекта заказчик и работодатель также имеют право на указание своего наименования или имени.
3. О других авторских правах разработчика проекта ни в п.1, ни в коммент. ст. в целом не упоминается, но это не означает, что их у него нет. По общему правилу разработчик проекта официального документа, если только иное не вытекает из характера его взаимоотношений с соответствующим органом или организацией или не определяется спецификой подготовки самого официального документа (например, судебного акта), обладает всем комплексом авторских прав в отношении подготовленного им проекта. В частности, любое использование проекта, подготовленного в инициативном порядке, может происходить лишь с согласия его автора.
4. Однако проект официального документа как объект авторского права обладает существенной спецификой, определяемой целью его создания. Предполагается, что, создавая соответствующий проект, автор понимает, что проект может стать официальным документом, желает этого и заранее соглашается с возможной утратой с этого момента всех своих авторских прав на него. Разумеется, в тех случаях, когда официальный статус придается объекту авторского права, изначально не предназначавшемуся для использования в этих целях, для этого требуется особое согласие правообладателя.
5. В абз.1 п.2 указывается на изменение правового режима проекта после его обнародования или направления в соответствующий орган или организацию. В данном случае имеются в виду не любой объект авторского права, которому теоретически может быть придан официальный статус, а лишь специально подготовленный проект, обнародованный для того, чтобы им могли воспользоваться соответствующие органы или организации. Если до своего обнародования с этой целью проект официального документа был неприкосновенен, то теперь соответствующие органы или организации вправе его использовать при подготовке официального документа, в том числе изменять и дополнять без согласия автора проекта. Однако все другие лица должны считаться с правами автора проекта, в частности уважать его авторство на проект и право на неприкосновенность.
6. После придания проекту статуса официального документа всякие авторские права на него вообще прекращаются, даже если в ходе подготовки документа на основе соответствующего проекта в него не было внесено никаких изменений. Еще раньше - с момента официального принятия проекта к рассмотрению - он может использоваться без указания имени разработчика.