1. С момента создания произведения за его автором закрепляется право на неприкосновенность произведения, в соответствии с которым не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. В Законе об авторском праве подобное право именовалось "правом на защиту репутации автора" и постоянно подвергалось критике со стороны некоторых специалистов. Между тем по своему содержанию оно мало чем отличалось от права на неприкосновенность и совпадало с наименованием данного права, которое используется в Бернской конвенции и в законодательстве многих западноевропейских стран. Поэтому смена его названия не внесла чего-то существенно нового в авторское законодательство.
2. Право на неприкосновенность произведения, как и всякое субъективное право, имеет свои пределы. Закон предусматривает отдельные случаи, когда нарушение целостности произведения не расценивается как покушение на его неприкосновенность. Например, допускается цитирование отрывков из произведения в научных, полемических и информационных целях (п.1 ст.1274 ГК). Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на неприкосновенность произведения, воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих пародий и стилизаций (п.3 ст.1274 ГК), а также преградить дорогу критикам и комментаторам.
3. Право на неприкосновенность, как и всякое иное личное неимущественное право автора, действует при жизни автора. Однако неприкосновенность произведения охраняется и после смерти его автора, в том числе даже после того, как произведение переходит в разряд общественного достояния (п.1 ст.1267, п.2 ст.1282 ГК). Вместе с тем учитывается, что иногда для использования произведения после смерти автора требуется внести в него некоторые изменения и дополнения. Абзац 2 п.1 устанавливает, что право выдавать разрешения на внесение в произведение изменений и дополнений принадлежит лицу, обладающему исключительным правом на произведение.
Хотя данное решение трудно признать оптимальным (поскольку, в частности, неприкосновенность произведения охраняется и после истечения срока действия исключительного права, а обладатель исключительного права далеко не всегда относится к числу близких родственников умершего автора), оно продиктовано соображениями целесообразности. При этом в произведение могут вноситься изменения при одновременном соблюдении трех условий: 1) не искажается замысел автора; 2) не нарушается целостность восприятия произведения; 3) это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. Контроль за соблюдением данных условий закон возлагает на обладателя исключительного права. Проблема возникает тогда, когда эти условия нарушаются самим обладателем исключительного права. Представляется, что в этом случае выступать в защиту неприкосновенности произведения могут любые заинтересованные лица, в частности родственники автора, творческие объединения и т.п.
4. При определенных условиях нарушение права на неприкосновенность произведения может быть квалифицировано не только как нарушение личного неимущественного авторского права, но в качестве посягательства на его честь, достоинство или деловую репутацию. Это возможно в тех случаях, когда не санкционированное автором изменение произведения привело к распространению не соответствующих действительности сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию автора. Коммент. п. предоставляет автору право требовать защиты своей чести, достоинства или деловой репутации даже тогда, когда соответствующие сведения еще не распространены, но совершено посягательство на такие действия. Представляется, что такая возможность не вполне согласуется с положениями ст.152 ГК. Впрочем, автор, безусловно, может пресечь готовящееся нарушение своего права на основании ст.12 ГК.
Защита чести и достоинства автора, нарушенных извращением, искажением или иным изменением произведения, может осуществляться заинтересованными лицами и после смерти автора.
5. Пункт 3, введенный Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ указывает на то, что в двух случаях - при залоге исключительного права (п.5 ст.1233 ГК) и при выдаче открытой лицензии (п.2 ст.1286.1 ГК) - автора может заранее дать согласие на внесение в будущем изменений в свое произведение. Данное правило сформулировано неудачно. Во-первых, очевидно, что названными случаями возможность автора разрешать внесение в произведение изменений не ограничивается. В частности, автор может согласиться на это при заключении им любого авторского договора. Во-вторых, не очень понятно, как снабжение произведения иллюстрациями может быть следствием необходимости (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.).