1. За совершение юридически значимых действий, связанных с некоторыми объектами интеллектуальной собственности, во всем мире взимаются пошлины. За счет этих пошлин государство частично покрывает те расходы, которые оно несет в связи с проведением экспертизы заявок, ведением соответствующих реестров объектов интеллектуальной собственности, публикацией сведений о них и т.п. Указанные пошлины в разных странах носят различный правовой характер, зависящий от особенностей финансового законодательства этих стран.
В коммент. ст. говорится о патентных и иных пошлинах, которые уплачиваются в Российской Федерации. Статья не имеет отношения к гражданскому праву и отражает сложившуюся в России за последние два десятилетия систему платежей в рассматриваемой сфере.
2. В п.1 перечислены, во-первых, юридически значимые действия, за совершение которых могут взиматься пошлины, и, во-вторых, объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых совершаются эти действия. Оба указанных перечня носят исчерпывающий характер, но, как показывает практика, при своей конкретизации в соответствующих подзаконных актах юридически значимые действия "обрастают" дополнительными сборами за уточнение сведений, выдачу свидетельств и т.д.
3. В соответствии с п.2 за юридически значимые действия, связанные с программой для ЭВМ, базой данных и топологией интегральной микросхемы, взимаются государственные пошлины, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст.333.16 НК государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст.333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Конкретные размеры пошлин установлены ст.333.30 НК, а основания освобождения от уплаты - подп.13 и 14 п.1 и п.2 ст.333.35 НК.
4. За те же действия в отношении изобретения, полезной модели, промышленного образца, селекционного достижения, товарного знака, знака обслуживания и наименованием места происхождения товара взимаются патентные и иные пошлины, которые устанавливаются Правительством РФ (п.3 коммент. ст.).
В настоящее время размеры, порядок и сроки их уплаты, а также основания освобождения от уплаты этих пошлин установлены Положением о патентных пошлинах и Положением за патентование селекционных достижений.
5. Между тем, что представляет собой патентная пошлина и чем она отличается от государственной пошлины (кроме, разумеется, того, что она устанавливается не налоговым законодательством, а подзаконным актом Правительства РФ), российское законодательство не разъясняет. Как представляется, нет никакой и принципиальной основы для установления разных видов пошлин в отношении двух указанных групп объектов интеллектуальной собственности.
Поэтому, на наш взгляд, трудно согласиться с позицией Конституционного Суда РФ, который дважды признал за Правительством РФ право на установление пошлин и сборов, не предусмотренных законодательством о налогах и сборах (см.: Определения Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года N 283-О и от 15 июля 2008 года N 674-О-О). Свою позицию Конституционный Суд РФ обосновал тем, "что пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, не обладают рядом существенных признаков налогового платежа, их уплата связана со свободой выбора: автор изобретения может подать заявку на выдачу патента и тогда будет обязан уплатить пошлину, а может и не претендовать на приобретение вытекающих из патента прав, льгот и преимуществ, обеспечивающих охрану промышленной собственности.
Равным образом и правоотношения по поддержанию патента на изобретение в силе предполагают либо уплату патентообладателем годовых пошлин, либо отказ от защиты исключительного права патентообладателя на использование изобретения (который, однако, не лишает патентообладателя, являющегося автором изобретения, его права авторства).
Нетрудно заметить, что то же самое можно сказать и о пошлинах за совершение юридически значимых действий в отношении программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.
Совершенно очевидно, что все патентные и иные пошлины, взимаемые за совершение юридически значимых действий в отношении ряда указанных в законе объектов интеллектуальной собственности, имеют единую природу государственной пошлины (сбора) и поэтому могут устанавливаться только налоговым законодательством.