Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть четвертая) (постатейный)

Комментарий к статье 1246. Государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности

1. Коммент. ст. указывает на те государственные органы, которые могут принимать нормативно-правовые акты в сфере интеллектуальной собственности, а также осуществлять регистрацию и некоторые иные юридически значимые действия, связанные с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. В соответствии с данной статьей система этих органов состоит из трех органов, наделенных правом принимать подзаконные нормативно-правовые акты, и двух органов, управомоченных регистрировать результаты интеллектуальной деятельности и осуществлять некоторые юридически значимые действия в рассматриваемой сфере.

2. Согласно п.1 коммент. ст. в сфере авторского права и смежных прав возможностью принимать подзаконные нормативно-правовые акты обладает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав. В настоящее время таким органом является Министерство культуры РФ. При этом соответствующие правовые акты могут приниматься Министерством культуры РФ только "в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом", однако часть четвертая ГК ни одного такого случая не предусматривает. Кроме того, системное толкование п.1 и 2 коммент. ст. позволяет заключить, что Министерство культуры РФ не может принимать нормативно-правовые акты, касающиеся программ для ЭВМ и баз данных, хотя они и относятся к объектам авторского права.

3. В сфере отношений, связанных с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, наименованиями мест происхождения товаров (которые условно можно назвать сферой промышленной собственности) правом принимать нормативно-правовые акты наделен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. В настоящее время таким уполномоченным органом является Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России). Сфера нормативного правотворчества данного органа также ограничена "случаями, предусмотренными настоящим Кодексом". Несколько таких случаев предусмотрено частью четвертой ГК (см. ст.1262, 1363, 1374, 1390 ГК и др.). К настоящему времени приказами Минобрнауки России утверждены различные административные регламенты, в частности по вопросам составления, подачи и рассмотрения заявок на объекты промышленной собственности.

Передача функции нормативно-правового регулирования в рассматриваемой сфере Минобрнауки России одновременным изъятием ее у федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (в настоящее время таким органом является Федеральная служба по патентам и товарным знакам - Роспатент) привела лишь к дополнительной бюрократизации процесса принятия соответствующих актов, поскольку их проекты по-прежнему готовятся специалистами Роспатента, но формально утверждаются чиновниками Минобрнауки России.

Кроме того, исчерпывающей перечень объектов промышленной собственности, по которым могут приниматься подзаконные нормативно-правовые акты, вынуждает сделать вывод, что отношения, связанные с остальными объектами промышленной собственности (секреты производства, фирменные наименования, коммерческие обозначения), не могут регулироваться актами Минобрнауки России.

4. Пункт 3 коммент. ст. общим образом определяет полномочия федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, под которым понимается российское Патентное ведомство (Роспатент). Они сводятся к государственной регистрации объектов промышленной собственности и некоторым иным действиям, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (например, продление срока действия патентов, регистрация лицензионных договоров и др.). Лишение Патентного ведомства права принимать подзаконные нормативно-правовые акты является ошибочным решением разработчиков проекта части четвертой ГК, которое не соответствует ни мировой практике, ни отечественному опыту.

5. Пункт 4 коммент. ст. разграничивает полномочия по принятию нормативно-правовых актов в сфере селекции и осуществлению в данной сфере регистрационных и иных юридически значимых действий между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства, и федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям. В роли первого выступает Министерство сельского хозяйства РФ, а в роли второго - Госкомиссия по селекционным достижениям.

6. Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ коммент. ст. дополнена двумя новыми п.5 и 6, которые определяют полномочия Правительства РФ по установлению минимальных ставок вознаграждения за служебные разработки и отдельные виды использования авторских произведений и объектов смежных прав. Этим дополнением частично исправлена ошибка составителей проекта части четвертой ГК, состоящая в игнорировании полномочий Правительства РФ в регулировании отношений в сфере интеллектуальной собственности. Вместе с тем эта ошибка исправлена не полностью, поскольку, как следует из самой части четвертой ГК, Правительство РФ уполномочено регулировать целый ряд других вопросов в рассматриваемой сфере (см., например, п.2 ст.1232, п.1, 7 ст.1244 и др.).