1. Коммент. ст. неоправданно включена в главу, посвященную общим положениям об интеллектуальной собственности, поскольку, как и ст.1242-1244 ГК, относится только к авторским и смежным правам. Более правильным было бы помещение ее в главу 70 "Авторское право" с соответствующей отсылкой к ней в главе 71 "Права, смежные с авторскими".
2. Действующее законодательство об интеллектуальной собственности исходит из того, что использование результатов интеллектуальной деятельности в личных целях осуществляется свободно и без выплаты какого-либо вознаграждения правообладателям. Однако из этого общего правила есть ряд исключений, одно из которых установлено коммент. ст.: воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях может осуществляться без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения (см. также ст.1273 и 1306 ГК).
Основанием для введения в закон данного правила послужило совокупное действие двух обстоятельств. С одной стороны, в настоящее время невозможно ни запретить, ни проследить за копированием фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. С другой стороны, такое копирование наносит существенный урон имущественным интересам правообладателей, поскольку снижает объемы продаж материальных носителей. Поэтому в законодательстве большинства стран предусматриваются специальные меры, направленные на компенсацию тех имущественных потерь, которые несут правообладатели в связи с копированием материальных носителей в личных целях. Наиболее распространенной мерой является возложение на изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей, используемых для такого копирования, обязанности по уплате особого вознаграждения в пользу правообладателей. Изготовители и импортеры оборудования и материальных носителей закладывают свои дополнительные издержки в стоимость оборудования и материальных носителей. Поэтому в конечном счете соответствующие расходы по выплате вознаграждения правообладателям ложатся на плечи покупателей и пользователей соответствующего оборудования и материальных носителей. Данный механизм сбора вознаграждения трудно признать идеальным и полностью справедливым, но более оптимального на сегодняшний день не существует.
3. В отличие от ст.26 Закона об авторском праве, содержавшей примерный перечень оборудования (аудио- и видеомагнитофоны и др.) и материальных носителей (звуко- и видеопленки, кассеты, лазерные и компакт-диски и т.п.), используемых для воспроизведения в личных целях, в п.1 коммент. ст. указывается, что их перечень, а также размер и порядок сбора соответствующих средств утверждаются Правительством РФ. Перечень оборудования и материальных носителей, а также размер и порядок сбора соответствующих средств, порядок распределения вознаграждения и его выплаты установлены постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 года N 829 "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях" (СЗ РФ. 2010. N 42. Ст.5398).
Хочется надеяться, что данное постановление не постигнет судьба Указа Президента РФ от 5 декабря 1998 года N 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения" (СЗ РФ. 1998. N 49. Ст.6016), положения которого так и не были воплощены в жизнь.
4. Согласно п.2 коммент. ст. сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией. Данное положение корреспондирует п.1 ст.1244 ГК, который относит данный вид деятельности к числу тех сфер коллективного управления, в которых возможно получение государственной аккредитации. Такое решение является более оптимальным по сравнению с вариантом, предполагающим заключение соглашения между изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими правами на коллективной основе, - с другой (ст.26 Закона об авторском праве).
Императивность данной нормы, а также механизм сбора и последующего распределения вознаграждения указывают на то, что осуществлять данную функцию способна лишь аккредитованная организация по коллективному управлению. Поэтому положение о том, что наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления, указанных в п.1 ст.1443 ГК, в данном случае неприменимо.
5. Пункт 3 коммент. ст. закрепляет пропорцию, в которой распределяется собранное вознаграждение между тремя категориями правообладателей - авторами, исполнителями и производителями фонограмм и аудиовизуальных произведений. В дальнейшем соответствующие суммы распределяются между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений должно распределяться пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений. Поскольку определить, какие из охраняемых объектов копируются в личных целях, невозможно, на практике уплаченное изготовителями и импортерами вознаграждение растворяется в общей массе собранного вознаграждения и в дальнейшем распределяется между конкретными правообладателями на основе принципов, закрепленных п.4 ст.1243 ГК.
Хотя постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 года N 829 среди прочего утверждено специальное Положение о распределении и выплате авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, оно не вносит практически ничего нового по сравнению со сказанным в п.3 коммент. ст. Можно отметить лишь два дополнительных момента: 1) выплата вознаграждения его получателям осуществляется в сроки, предусмотренные уставом аккредитованной организации, но не реже одного раза в год (п.7); 2) выплата компенсационного вознаграждения иностранным правообладателям осуществляется на условиях взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации и договорами, заключенными аккредитованной организацией с аналогичными иностранными или международными обществами (п.8).
6. Воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях возможно лишь с использованием оборудования и материальных носителей, которые реализуются на внутреннем рынке Российской Федерации. Кроме того, учитывается то обстоятельство, что для воспроизводства указанных объектов в личных целях обычно используется непрофессиональное оборудование. Поэтому в п.4 коммент. ст. указывается на то, что от выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях освобождены изготовители того оборудования и тех материальных носителей, которые предназначены для экспорта, а также изготовители и импортеры профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.