1. Коммент. ст., а также ст.1243-1244 ГК, посвящены коллективному управлению авторскими и смежными правами. Размещение данных статей в главе 69 ГК едва ли оправданно, поскольку закрепленные ими правила не являются общими для всех исключительных прав. Более органично они бы смотрелись в главе 70 ГК с указанием на то, что их действие распространяется и на смежные права. Такое решение позволило бы сделать эти правила более подробными, сократив до минимума сферу подзаконного регулирования отношений, связанных с коллективным управлением. В настоящее же время многие важные вопросы, в частности, связанные с государственной аккредитацией организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами, решаются не в законе, а на подзаконном уровне.
Сравнивая положения ст.1242-1244 ГК с правилами о коллективном управлении авторскими и смежными правами, которые содержались в ст.44-47 Закона об авторском праве, следует отметить, что они, совпадая с ними в основных чертах, стали более детальными и взвешенными.
2. В п.1 коммент. ст. содержится ряд важных моментов. Во-первых, подчеркивается, что организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе создаются самими авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм и иными обладателями авторских и смежных прав для обеспечения их имущественных интересов. Публичная власть, а также лица, которые не являются обладателями авторских и/или смежных прав, учреждать подобные организации не вправе.
Во-вторых, указывается, что организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут создаваться в двух случаях: а) когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено; б) когда Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения. Поскольку оценку тому, затруднено ли осуществление прав в индивидуальном порядке или нет, дают сами правообладатели, они могут создавать подобные организации для управления имущественными правами в отношении любых объектов авторских и смежных прав и любых способов их использования. На практике такие организации учреждаются для управления правами, связанными с публичным исполнением, передачей в эфир и по кабелю, воспроизведением записей, репродуцированием и т.п. Конкретные случаи, когда допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, исчерпывающим образом перечислены в Гражданском кодексе (см. ст.1245, 1263, 1293, 1326 ГК).
В-третьих, определено, что организация по коллективному управлению должна иметь статус некоммерческой организации, основанной на членстве. С учетом тех организационно-правовых форм некоммерческих организаций, которые предусмотрены Законом о некоммерческих организациях и иными законами, а также узкой специализации некоторых некоммерческих организаций, организации по коллективному управлению фактически могут создаваться в одной из двух форм, а именно в форме общественной организации или некоммерческого партнерства.
В-четвертых, сказано, что организации по коллективному управлению действуют на основе полномочий, предоставленных им правообладателями. Из этого следует, что: а) подобные организации, в сущности, принимают на себя функции представителей правообладателей; б) объем и характер предоставленных им полномочий определяются законом, договором и уставом организации; в) организации приобретают правомочия лишь в отношении управления имущественными правами авторов и обладателей смежных прав.
В-пятых, отмечается, что даже если в соответствующей сфере действует организация по коллективному управлению правами, это не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами. Сказанное не препятствует тому, чтобы правообладатель, являющийся членом организации по коллективному управлению или просто заключивший с такой организацией договор об управлении его имущественными правами, принял на себя обязательство не действовать через других представителей в течение всего периода своего членства в организации или срока действия договора в отношении тех объектов охраны и/или способов их использования, которые переданы им в управление соответствующей организации.
3. Пункт 2 коммент. ст. предоставляет правообладателям полную свободу в отношении наделения организации функциями по управлению правами. Возможно создание как специализированных организаций, занимающихся управлением правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав либо для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов, так и универсальных организаций, управляющих любыми авторскими и/или смежными правами. Мировая и отечественная практика показывает, что, как правило, подобные организации имеют определенную специализацию.
4. Пункт 3 указывает на то, что полномочия организации по коллективному управлению правами основываются на договоре о передаче полномочий, который заключается ею с правообладателем. Правовая природа данного договора вызывает споры в литературе. По прямому указанию закона к нему не применяются правила о договорах об отчуждении исключительных прав и о лицензионных договорах. На наш взгляд, несмотря на известную специфику, в частности неприменимость к нему некоторых положений главы 53 ГК, данный договор является разновидностью договора доверительного управления имуществом, поскольку совпадает с ним в сущностных признаках.
Коммент. п. предъявляет ряд требований к рассматриваемому договору. Во-первых, он должен быть заключен в письменной форме. Поскольку, однако, прямо не указано, что несоблюдение данного требования влечен признание договора недействительным, договор может быть заключен и в устной форме, но стороны не могут доказывать его заключение с помощью свидетельских показаний (п.1 ст.152 ГК).
Во-вторых, данный договор должен заключаться со всеми правообладателями, управление правами которых принимает на себя организация. Иначе говоря, членство в организации по коллективному управлению правами не избавляет от необходимости заключения договора.
В-третьих, по смыслу закона условия договора должны быть одинаковыми для всех правообладателей и не зависеть от того, являются ли они членами данной организации или нет.
В-четвертых, организация не может отказаться от заключения договора, если управление соответствующей категорией прав относится к уставной деятельности этой организации.
Указанные признаки сближают договор о передаче полномочий с публичным договором, хотя он и не является таковым в точном смысле слова.
5. Договор о передаче полномочий по управлению правами является главным, но не единственным основанием полномочий организаций по коллективному управлению. Наряду с ним полномочия подобных организаций могут основываться на: а) договоре с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе; б) законе в случаях, предусмотренных п.3 ст.1244 ГК.
Первый случай обусловлен необходимостью сотрудничества различных организаций по коллективному управлению друг с другом, поскольку их деятельность объективно ограничена территориальными пределами (в частности, границами государства), а использование произведений и объектов смежных прав таких пределов не знает. Поэтому организации по коллективному управлению различных стран заключают между собой соглашения, на основании которых они приобретают полномочия взаимно действовать в интересах тех правообладателей, которых они представляют. Возможно сотрудничество организаций по коллективному управлению и в пределах одного государства. Например, одна организация может принять на себя обязанность осуществлять сбор вознаграждения на определенной территории в пользу правообладателей, имеющих договоры с другой организацией.
Второй случай касается лишь аккредитованных организаций по коллективному управлению, которые вправе осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены (так называемое расширенное коллективное управление). Данный случай будет более подробно рассмотрен при комментировании п.3 ст.1244 ГК.
6. Пункт 4 налагает запрет на использование объектов авторских и смежных прав со стороны тех организаций по коллективному управлению, которые приняли на себя управление исключительными правами в отношении этих объектов. Это означает, что организации не вправе заниматься коммерческой эксплуатацией соответствующих объектов и не могут предоставлять от своего имени права по их использованию третьим лицам. Они могут действовать в отношениях с пользователями только от имени правообладателей.
Вместе с тем организации по коллективному управлению могут на договорной основе оказывать правообладателям и третьим лицам услуги, выходящие за рамки тех полномочий, которые предоставлены им правообладателями, если это не противоречит уставу организации и не превращается в основной вид деятельности организации.
7. Пункт 5 коммент. ст. наделяет организации по коллективному управлению правом предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. При этом организации могут действовать как от имени соответствующих правообладателей, так и от собственного имени. В последнем случае организация выступает в суде без особой доверенности, так как считается, что она наделена соответствующими полномочиями договором с правообладателем или с другой организацией, который должен быть предоставлен суду. Независимо от того, выступает организация в суде от имени правообладателей или от своего имени, она действует в защиту не своих прав, а прав лиц, передавших ей право на управление соответствующими правами на коллективной основе. Поэтому спор с участием организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами, может быть рассмотрен судом и без участия конкретного правообладателя.
В случае если указанная организация обращается в защиту прав физических лиц или одновременно физических и юридических лиц либо неопределенного круга лиц, такие споры подведомственны судам общей юрисдикции. Если же она обращается в защиту прав только юридических лиц в связи с их предпринимательской и иной экономической деятельностью - споры подведомственны арбитражным судам (п.21 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 5/29).
8. Особыми полномочиями на представительство в суде обладает организация по коллективному управлению, имеющая государственную аккредитацию. Помимо представления интересов правообладателей, заключивших с нею договоры о передаче полномочий, она вправе предъявлять требования от имени тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены, а также от имени неопределенного круга правообладателей, управление правами которых осуществляет такая организация. В данном случае организация действует без доверенности, подтверждая свое право на обращение в суд за защитой прав конкретного правообладателя или неопределенного круга лиц в случае, свидетельством о государственной аккредитации.
9. Пункт 6 указывает на то, что правовое положение организаций по управлению правами на коллективной основе, а также их функции, права и обязанности их членов определяются Гражданским кодексом, законами о некоммерческих организациях и уставами соответствующих организаций. В сущности, это отсылочное положение не несет в себе большой смысловой нагрузки.