1. Из п.1 коммент. ст. прежде всего следует, что возможностью выдавать сублицензии может быть наделен обладатель как исключительной, так и простой лицензии. Кроме того, данное право может быть предоставлено лицензиату не только самим лицензионным договором, но и особым письменным согласием лицензиара.
Формулировка п.1 коммент. ст. свидетельствует о том, что согласие лицензиара на выдачу сублицензии является самостоятельной гражданско-правовой сделкой (точнее - сделкоподобным действием), которая носит односторонний характер и соответственно лежит за пределами лицензионного договора. Такая правовая оценка согласия лицензиара соответствует сложившейся договорной практике, в соответствии с которой в лицензионные договоры нередко включается условие о том, что выдача лицензиатом сублицензий производится по письменному разрешению лицензиара.
2. Поскольку согласие лицензиара на выдачу сублицензии является самостоятельной сделкой, совершаемой исключительно по его воле, оно может носить различный характер. В частности, возможно как общее согласие на выдачу лицензиатом одной или неограниченного числа сублицензий, так и согласие на заключение сублицензионного договора с конкретным лицом на условиях, предусмотренных в согласии; согласие может действовать в течение всего срока действия лицензионного договора или может быть ограничено более коротким сроком; согласие может распространяться лишь на конкретный сублицензионный договор, проект которого согласуется с лицензиаром и т.д.
3. Пункт 2 коммент. ст. конкретизирует применительно к сублицензионному договору известное правило о том, что нельзя предоставить больше прав, чем имеешь сам. Поскольку права сублицензиата производны и зависимы от прав самого лицензиата, они могут быть либо совпадающими, либо более ограниченными по сравнению с правами лицензиата.
Условия сублицензионного договора, которыми сублицензиату предоставлены более широкие права, чем имеет сам лицензиат, а также выходящие за рамки данного лицензиаром согласия, являются ничтожными. Судьба самого такого сублицензионного договора решается на основе правила ст.180 ГК о последствиях недействительности части сделки.
4. Пункт 3, в сущности, развивает положение, содержащееся в предыдущем пункте. Если лицензионный договор заключен на определенный срок, то срок действия сублицензионного договора не может превышать этот срок. Условие сублицензионного договора о сроке, превышающем срок действия лицензионного договора, является недействительным.
Досрочное прекращение лицензионного договора ведет к прекращению и всех заключенных на его основе сублицензионных договоров.
5. Признание недействительными тех условий сублицензионного договора, которые связаны с выходом лицензиата за пределы предоставленных ему прав или срока их действия, а также досрочное прекращение лицензионного договора по причинам, зависящим от лицензиата, могут послужить основанием для привлечения лицензиата к ответственности перед сублицензиатом. Однако данный вопрос должен решаться с учетом того, знал или должен ли был знать сублицензиат о том, что превысил свои полномочия.
6. Пунктом 4 коммент. ст. закреплено положение о том, что за действия сублицензиата перед лицензиаром отвечает лицензиат. Данное положение, в основе которого лежит известная гражданско-правовая конструкция ответственности за действия третьих лиц, призвана стимулировать лицензиата к тому, чтобы он был осмотрителен в выборе своих контрагентов и осуществлял надлежащий контроль за их деятельностью.
Вместе с тем п.4 не лишает лицензиара возможности привлечь к ответственности за нарушение исключительного прав самого сублицензиата, если последний, например, выходит за пределы предоставленных ему договором прав. Основная цель коммент. нормы состоит в предоставлении лицензиару дополнительной возможности покрытия убытков в случае нарушения его исключительного права, а вовсе не в запрете предъявлять требования непосредственно к сублицензиату. Другими словами, при нарушении сублицензиатом исключительного права лицензиар вправе привлечь к ответственности как основного лицензиата, так и сублицензиата, которые должны нести ответственность как солидарные должники.
Иначе решается данный вопрос, если сублицензионным договором на сублицензиата возложено исполнение каких-либо обязанностей лицензиата перед лицензиаром. В данном случае согласно ст.403 ГК при неисполнении или ненадлежащем исполнении сублицензиаром этих обязанностей за его действия несет ответственность лицензиат.
Коммент. правило носит, однако, диспозитивный характер, поскольку лицензионным договором может быть не предусмотрено иное. В частности, договор может исключать ответственность лицензиата перед лицензиаром за действия сублицензиата либо предусматривать субсидиарную ответственность лицензиата.
7. В соответствии с п.5 коммент. ст. к сублицензионному договору применяются правила о лицензионном договоре. Данный юридико-технический прием позволяет избежать повторения в законе тех правил, которые в нем уже содержатся. В практическом плане это, в частности, означает, что такие договоры могут строиться по модели как исключительной, так и простой лицензии, что сублицензиат может быть наделен правом выдавать сублицензии и т.п.