1. Коммент. ст. содержит общие положения, посвященные так называемым принудительным лицензиям, т.е. лицензиям, выдаваемым вопреки воле обладателя исключительного права в случаях, предусмотренных законом. Возможность принудительного лицензирования допускается международными соглашениями (см., например, п.А (2) ст.5 Парижской конвенции, ст.11 bis, 13, а также ст.II, III, IV Специальных положений, относящихся к развивающимся странам, Бернской конвенции и др.), которые ставят его в определенные рамки. В частности, согласно ст.31 Соглашения ТРИПС предоставление принудительной лицензии как ограничение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности не должны необоснованно вступать в противоречие с нормальным использованием патента и необоснованно ущемлять законные интересы патентовладельца, учитывая законные интересы третьих лиц.
В Российской Федерации выдача принудительных лицензий предусмотрена лишь в отношении объектов патентного права и селекционных достижений (см. ст.1362, 1423 ГК и коммент. к ним). Поскольку принудительное лицензирование представляет собой ограничение исключительного права, недопустимо ни расширительное толкование соответствующих статей, ни применение их по аналогии закона.
2. Решение о выдаче принудительной лицензии принимается исключительно судом по иску лица, заинтересованного в получении лицензии, в том случае, когда правообладатель отказывается предоставить лицензию без достаточных оснований либо выдвигает заведомо неприемлемые условия ее предоставления. Соответствующий спор рассматривается судом применительно к положениям п.1 ст.445 "Заключение договора в обязательном порядке" и ст.446 "Преддоговорные споры" ГК.
Принимая решение о предоставлении лицу права использования результата интеллектуальной деятельности, суд должен в резолютивной части решения указать условия лицензионного договора о предоставлении простой (неисключительной) лицензии. С учетом этого предполагаемые условия предоставления такой лицензии должны быть приведены в исковом требовании (п.1 ст.1362 и п.1 ст.1423 ГК). Суд же, установив право требовать предоставления принудительной лицензии, рассматривает имеющиеся разногласия сторон по отдельным условиям этой лицензии (п.18 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 5/29).
С вступлением решения суда в законную силу условия лицензионного договора считаются согласованными, а предоставленное право на использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации подлежит государственной регистрации на основании решения суда (п.4 ст.1232 ГК). Поэтому не точны те комментаторы закона, которые указывают на то, что предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности осуществляется в данном случае без заключения договора.
3. Принудительная лицензия выдается на условиях простой лицензии, но имеет ряд особенностей. В частности, по смыслу закона права по ней не могут быть уступлены другому лицу, за исключением случая перехода в составе предприятия как единого имущественного комплекса. Едва ли допустим также односторонний отказ лицензиара от принудительной лицензии. Вместе с тем отношения по принудительной лицензии могут быть прекращены применительно к положениям ст.450 ГК, в том числе в судебном порядке по иску патентообладателя на основании абз.3 п.1 ст.1362, п.4 ст.1423 ГК.
4. От выдачи принудительной лицензии следует отличать случаи, когда определенные лица приобретают право безвозмездно использовать результаты интеллектуальной деятельности на условиях простой лицензии. Такие права на основании закона приобретают, в частности, государственные (муниципальные) заказчики в отношении результатов, созданных по государственному (муниципальному) контракту (п.3 ст.1298, п.4 ст.1373 ГК); работодатели в отношении служебных результатов, исключительные права на которые закреплены за работниками (п.5 ст.1370, п.6 ст.1430, п.5 ст.1461 ГК); заказчики (подрядчики) в отношении результатов, созданных по заказу (п.2, 3 ст.1296, п.1, 2 ст.1297, п.1, 2 ст.1371, п.2, 3 ст.1372, п.2, 3 ст.1431, п.1, 2 ст.1462, п.2, 3 ст.1463 ГК).
В этих и других подобным им случаях закон не предусматривает необходимость выдачи соответствующим лицам специальных лицензий, а лишь предоставляет им право использовать результаты интеллектуальной деятельности независимо от того, согласны ли с этим обладатели исключительного права. Поэтому они более тяготеют к случаям свободного использования результатов интеллектуальной деятельности, чем к принудительным лицензиям (иное мнение см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: в 2 т. Т.2. Части третья, четвертая ГК РФ / под ред. Т.Е.Абовой, М.М.Богуславского, А.Г.Светланова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009 (автор коммент. к ст.1239 - С.И.Крупко)).