Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть четвертая) (постатейный)

Комментарий к статье 1232. Государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации

1. Под государственной регистрацией прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которая требуется в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, в коммент. ст. понимается внесение сведений о них в соответствующие государственные реестры. Последние ведутся в основном федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности на основании Регламента по ведению реестров, который определяет последовательность действий (административных процедур), сроки государственной регистрации и порядок ведения реестров.

В соответствии с Регламентом по ведению реестров в настоящее время в Российской Федерации ведутся государственные реестры: 1) изобретений; 2) полезных моделей; 3) промышленных образцов; 4) товарных знаков и знаков обслуживания; 5) наименований мест происхождения товаров; 6) Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков; 7) топологий интегральных микросхем; 8) программ для ЭВМ; 9) баз данных. Наряду с указанными реестрами федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям ведется Государственный реестр охраняемых селекционных достижений.

2. Согласно п.1 коммент. ст. государственная регистрация является необходимым условием признания и охраны исключительных прав на некоторые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Выполнение этой процедуры обязательно для объектов патентного права, товарных знаков, наименований мест происхождения товаров и селекционных достижений.

Следует учитывать, что в отношении объектов патентного права и селекционных достижений государственная регистрация является необходимым условием возникновения не только исключительных, но и личных неимущественных и иных интеллектуальных прав.

3. Государственная регистрация некоторых результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации преследует несколько целей. В частности, она оповещает третьих лиц о том, что соответствующий результат и средство индивидуализации охраняются законом, облегчает заинтересованным лицам установить правообладателя, дату приоритета и другие необходимые сведения, упорядочивает информацию об охраняемых объектах, облегчает проведение экспертизы и осуществление защиты прав в случае их нарушения и т.п. Государственной регистрации тех результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые подлежат обязательной регистрации, как правило, предшествует проведение экспертизы на предмет их соответствия требованиям закона.

4. Правообладатели обязаны уведомлять регистрирующие органы об изменениях своих наименований (имен) и мест нахождения (мест жительства) для уточнения ранее предоставленных сведений. При невыполнении данной обязанности риск неблагоприятных последствий несут сами правообладатели. Очевидные и технические ошибки в сведениях, относящихся к государственной регистрации, могут исправляться регистрирующими органами по собственной инициативе или по просьбе любого лица с уведомлением об этом правообладателей.

4*. Из п.2 коммент. ст. следует, что наряду с регистрацией самих результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации регистрации подлежат такие юридические действия, как: а) отчуждение исключительного права по договору; б) переход исключительного права к другим лицам без договора; в) залог исключительного права; г) предоставление права на их использование. Условия и порядок осуществления указанных юридических действий определены Правилами регистрации договоров и Правилами регистрации договоров на селекционные достижения.

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

5. Если ранее регистрация юридических действий в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации осуществлялась посредством регистрации самих договоров, то ныне регистрации подлежат сами действия по отчуждению, залогу и предоставлению права на использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Пункт 3 коммент. ст., введенный Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ, предусматривает возможность регистрации отчуждения, залога или предоставления права на использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации как по заявлению обеих сторон договора, так и по заявлению одной из них при условии представления ряда дополнительных документов. Кроме того, в данном пункте указывается, какие сведения должны содержаться в заявлении о регистрации каждого из указанных выше действий.

О том, как регистрируется переход исключительного права к другим лицам без договора, закон умалчивает. В соответствии с п.8 Правил регистрации договоров (п.6 Правил регистрации договоров на селекционные достижения) такой переход регистрируется на основании заявления и документов, подтверждающих переход исключительного права без договора.

6. Случай, о котором упоминается в п.4 коммент. ст., связан с предоставлением принудительных лицензий, на возможность выдачи которых общим образом указывает ст.1239 ГК. Действующее законодательство допускает выдачу принудительных лицензий лишь в отношении объектов патентного права (см. ст.1360, 1362 ГК и коммент. к ним) и селекционных достижений (см. ст.1423 ГК и коммент. к ней).

7. Из п.5 коммент. ст. следует, что по общему правилу без получения наследником свидетельства о праве на наследство регистрация перехода к нему исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации является невозможной. Из этого правила установлено исключение для случая, когда наследниками заключено соглашение о разделе наследства, о котором говорится в ст.1165 ГК.

Впрочем, без получения свидетельства о праве на наследство, в котором упомянуто о вхождении в состав наследства исключительного права, в этом случае тоже не обойтись. Однако, если наследниками уже получено такое свидетельство, а после этого ими заключено соглашение о разделе наследства, для регистрации перехода исключительного права не требуется получение нового свидетельства о праве на наследство. Регистрация перехода исключительного права к соответствующему наследнику (наследникам) осуществляется на основании свидетельства о разделе наследства.

Указанные правила установлены ст.1165 ГК для регистрации прав на недвижимое имущество и согласно п.5 ст.1232 применяются к регистрации перехода исключительного права.

Хотя в соответствии со ст.1162 получение такого свидетельства является правом наследника, для осуществления государственной регистрации по п.5 ст.1232 ГК наследник обязан получить такое свидетельство (впрочем, такая же обязанность предусмотрена и в ст.1165 ГК).

8. Пункт 6 коммент. ст. указывает на последствия несоблюдения требований закона о государственной регистрации юридических действий, связанных с отчуждением исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, предоставлением другому лицу права на их использование или их залога. Это приводит к признанию этих действий несостоявшимися.

9. Пункт 7 коммент. ст. допускает возможность государственной регистрации отдельных результатов интеллектуальной деятельности, для которых такая регистрация не является обязательной. Такая регистрация осуществляется по желанию правообладателя и чаще всего производится в целях оповещения третьих лиц о своих правах и облегчения бремени доказывания фактов их нарушения.

Следует иметь в виду, что данная регистрация хотя и носит государственный характер, но не имеет правоустанавливающего значения. Иначе говоря, факт регистрации соответствующего объекта в государственном реестре не служит бесспорным доказательством принадлежности исключительного права на данный объект лицу, указанному в качестве правообладателя.

Однако, если соответствующий объект внесен в государственный реестр, государственной регистрации подлежат и все юридические действия, связанные с переходом исключительного права на него или предоставление права на его использование. Несоблюдение этого требования влечет те же правовые последствия, которые установлены для сделок с объектами, подлежащими обязательной государственной регистрации. Впрочем, Гражданским кодексом на этот счет может быть установлено иное. Например, в соответствии с п.5 ст.1263 ГК не требуется государственная регистрация лицензионного договора на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных.

10. От факультативной государственной регистрации некоторых результатов интеллектуальной деятельности, о которой говорится в п.7 коммент. ст., следует отличать регистрацию объектов интеллектуальной собственности, осуществляемую некоторыми негосударственными органами и организациями. Наибольшей популярностью на практике пользуется регистрация авторских произведений в РАО. Хотя в некоторых случаях такая регистрация может оказаться полезной для доказательства существования исключительного и иных интеллектуальных прав на соответствующий результат интеллектуальной деятельности, она не имеет правоустанавливающего значения и не оказывает влияния на отчуждение, залог или предоставление права на использование результатов интеллектуальной деятельности.