Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть четвертая) (постатейный)

Комментарий к статье 1231. Действие исключительных и иных интеллектуальных прав на территории Российской Федерации

1. Коммент. ст. закрепляет общие принципы действия интеллектуальных прав на территории Российской Федерации, которые применяются к правам на все результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Вместе с тем в большинстве глав части четвертой ГК, посвященных охране отдельных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, они конкретизируются с учетом специфики объектов охраны (см. ст.1256, 1321, 1328, 1332, 1336, 1341, 1346, 1409, 1475, 1479, 1517, 1540 ГК и коммент. к ним). Охрана на территории Российской Федерации прав на тех объекты, в отношении которых условия их охраны в России особо не уточнены (топологии ИМС, секрет производства), осуществляется на основе положений коммент. ст.

2. Пункт 1 коммент. ст. по-разному решает вопрос о действии на территории Российской Федерации исключительных прав, с одной стороны, и личных неимущественных и иных интеллектуальных прав - с другой.

Применительно к исключительным правам установлено, что в России действуют те исключительные права, которые предусмотрены международными договорами и Гражданским кодексом. Прежде всего это означает, что в Российской Федерации признаются все исключительные права, предусмотренные международными договорами, в которых участвует Российская Федерация. В настоящее время часть четвертая ГК предоставляет правовую охрану всем объектам, которые Россия должна охранять в соответствии со своими международными обязательствами. Вместе с тем, если обнаруживается расхождение между условиями предоставления охраны исключительным правам на такие объекты, предусмотренными ГК и международным договором, приоритет должен отдаваться положениям международного договора (см. коммент. к ст.1475 ГК).

В тех случаях, когда дело касается признаваемых в Российской Федерации исключительных прав, в отношении которых у нее нет международных обязательств, то их охрана предоставляется на основании положений Гражданского кодекса. Примером могут служить смежные права на содержание баз данных и на публикации произведений, впервые обнародованных после перехода их в общественное достояние. По общему правилу исключительные права на них признаются, если изготовитель базы данных или публикатор являются гражданами Российской Федерации. Иностранным гражданам указанные права предоставляются лишь на началах взаимности, т.е. при условии, что законодательством соответствующего государства на его территории российским гражданам предоставляются аналогичные права.

3. Что касается личных неимущественных и иных интеллектуальных прав, не являющихся исключительными, то они признаются и охраняются в России во всех случаях. Данный вывод вытекает из отсылки к абз.4 п.1 ст.2 ГК, в соответствии с которым правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Сказанное означает, что личные неимущественные и иные интеллектуальные прав иностранных граждан охраняются в России и тогда, когда соответствующая страна и Российская Федерация не связаны друг с другом международными обязательствами и даже в случае, если в этой стране не признаются и не охраняются личные неимущественные и иные интеллектуальные права российских граждан.

4. Из п.2 коммент. ст. следует, что по общему правилу режим исключительного права, признаваемого в Российской Федерации на основании международного договора, определяется законодательством Российской Федерации и не зависит от положений законодательства страны возникновения исключительного права. Это означает, что к содержанию исключительного права, его действию, ограничениям, порядку его осуществления и защиты применяется национальный режим. Вместе с тем само возникновение исключительного права, а также возможность правообладания им определяются законодательством той страны, в которой возникло соответствующее право. Кроме того, общее правило не действует, если иное предусмотрено международным договором или Гражданским кодексом.

Национальный режим с очевидностью применяется также к тем исключительным правам, которые предоставляются иностранцам не на основании международного договора, а на началах взаимности, а также к личным неимущественным и иным интеллектуальным правам, не являющимся исключительными.