1. Коммент. ст., введенная Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ, воспроизводит в модернизированном виде норму, которая ранее содержалась в п.2 ст.1483 ГК и была посвящена лишь товарным знакам. Перенос данной нормы в главу 69 ГК обусловлен тем, что теперь ее действие распространено на все средства индивидуализации, а также на промышленные образцы. Такое решение является вполне оправданным, поскольку очевидно, что данный вопрос актуален не только для товарных знаков.
2. В отличие от п.2 ст.1483 ГК в его прежней редакции, в которой говорилось об "элементах, представляющих собой" официальные символы, наименования и отличительные знаки или сходные с ними до степени смешения обозначения, в коммент. ст. используется иная формулировка, в соответствии с которой недопустимо использование в качестве товарных знаков и промышленных образцов объектов, включающих, воспроизводящих или имитирующих официальные символы, наименования и отличительные знаки либо их узнаваемые части. Эта формулировка является более широкой, поскольку, во-первых, запрещает имитировать официальные символы, наименования и отличительные знаки и, во-вторых, не допускает использовать в качестве средств индивидуализации и промышленных образцов те их отдельные части, которые являются узнаваемыми.
3. Хотя перечень официальных символов, наименований и отличительных знаков, которые не могут включаться в средства индивидуализации и промышленные образцы, выглядит как исчерпывающий, он подлежит расширительному толкованию. В частности, очевидно, что такой же запрет действует в отношении официальных символов муниципальных образований, общественных объединений и других официальных символов, знаков и наименований.
4. Положение п.2, которое допускает использование официальных символов, наименований и отличительных знаков в качестве неохраняемых элементов средств индивидуализации и промышленных образцов при условии получения согласия компетентного органа, не должно вступать в противоречие с таким основным принципом института средств индивидуализации, как недопустимость введения в заблуждение других участников оборота и потребителей. Это, в частности, означает, что указанные элементы не должны занимать в средствах индивидуализации доминирующее положение или создавать у третьих лиц ошибочное мнение о принадлежности (тесной связи) обладателей исключительных прав на данные средства индивидуализации с соответствующими публичными образованиями или организациями.