1. Применение мер взыскания к осужденным является одним из способов воздействия на их поведение. Сущность мер взыскания состоит в отрицательной оценке поведения осужденного и в ряде субъекивных оценок случаев - воздействии на его правовой статус путем наложения определенных ограничений. Однако меры взыскания не должны применяться произвольно, на основе субъективных оценок. Поэтому комментируемая статья УИК РФ включает в себя как перечень нарушений, за которые могут быть применены меры взыскания, так и перечень видов этих мер.
В этой связи уголовно-исполнительная инспекция не вправе применять иные меры взыскания, кроме предусмотренных законом, и за совершение иных, чем указано в законе, нарушений.
2. К числу нарушений порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы законом отнесены следующие:
а) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет;
б) несоблюдение без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений;
в) неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову без уважительных причин для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания;
г) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации;
д) нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности;
е) несообщение осужденным в течение 7 дней в уголовно-исполнительную инспекцию о том, что в отношении него судом не установлено ограничение на изменение места работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции.
Как видно из приведенного перечня, значительную долю среди нарушений условий и порядка отбывания ограничения свободы составляет неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин. Уважительность причины неявки в каждом конкретном случае подлежит самостоятельной оценке. В частности, уважительной причиной является болезнь осужденного, существенное нарушение работы транспорта, нахождение на работе по распоряжению администрации и т.д.
Аналогично подлежит оценке уважительность причины и при несоблюдении осужденным установленных судом ограничений. При совершении осужденным нарушения, указанного выше в п."е", также должны устанавливаться причины несообщения и оцениваться их уважительность.
Что касается нарушения общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности, то нарушением условий и порядка отбывания наказания в виде ограничения свободы оно может быть отнесено при наличии двух условий. Первое - нарушение должно посягать на общественный порядок. Все иные по характеру нарушения в рассматриваемом нами аспекте не принимаются во внимание. И второе - осужденный за нарушение общественного порядка должен быть привлечен к административной ответственности, т.е. к нему должно быть применено административное наказание - любая мера ответственности, установленная в ст.3.2 КоАП РФ.
3. Частью 2 комментируемой статьи УИК РФ установлен определенный порядок применения мер взыскания. Согласно этому порядку уголовно-исполнительная инспекция за нарушение условий и порядка отбывания ограничения свободы не вправе применить любую из мер взыскания, установленных законом. Вид меры взыскания, которая может быть применена к осужденному, зависит от того, сколько осужденный совершил нарушений, каков их характер и в течение какого времени они совершены.
Так, при первом совершении любого из нарушений, указанных выше, уголовно-исполнительная инспекция применяет к осужденному к ограничению свободы меру взыскания в виде предупреждения.
Если же и после предупреждения в течение одного года после его вынесения осужденный совершает любое новое нарушение, из указанных в ч.1 комментируемой статьи, то уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений.
4. В период отбывания наказания поведение осужденного оценивается уголовно-исполнительной инспекцией не только с позиции необходимости применения мер поощрения или взыскания, но и с позиции целесообразности расширения или сужения круга ограничений, установленных судом для осужденного. Поэтому при нарушении осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, начальник уголовно-исполнительной инспекции или замещающее его лицо может внести в суд соответствующее представление. Следует отметить, что внесение в суд представления не является мерой взыскания и не препятствует ее применению за совершенное нарушение.
5. В ч.4 ст.58 УИК РФ раскрывается понятие злостно уклоняющегося от отбывания наказания в виде ограничения свободы. Наличие злостности закон соотносит, во-первых, с количеством, периодичностью нарушений и применявшимися мерами взыскания. Поэтому злостно уклоняющегося от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений. Во-вторых, наличие злостности связывается характером допущенного нарушения. К числу нарушений, совершение которых в соответствии с законом свидетельствует о злостности, относятся: отказ осужденного от использования в отношении его технических средств надзора и контроля; сокрытие с места жительства осужденного, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней; неприбытие в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным в ч.3 ст.47_1 УИК РФ. При этом оба рассмотренных варианта поведения осужденного свидетельствуют о безусловном наличии злостности уклонения, поскольку закон в императивной форме говорит о признании их таковыми.
6. Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы влечет за собой более серьезные негативные последствия для осужденного, чем меры взыскания. Характер этих последствий зависит от того, в каком качестве применено ограничение свободы. Если ограничение свободы назначено в качестве основного наказания либо избранно в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы в соответствии со ст.80 УК РФ, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.
Следует отметить, что суд может и не согласиться с позицией уголовно-исполнительной инспекции о замене наказания. В случае же положительного решения вопроса неотбытая часть ограничения свободы заменяется из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.
В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, ответственность наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, за злостное уклонение лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания установлена уголовная ответственность, предусмотренная ч.1 ст.314 УК РФ.
7. В тех случаях, когда осужденный к ограничению свободы скрылся с места жительства и его место нахождения неизвестно, он объявляется уголовно-исполнительной инспекцией в розыск и подлежит задержанию органами внутренних дел на срок до 48 часов в целях решения вопросов об ответственности за злостное уклонение от отбывания наказания. Срок задержания может быть продлен судом до 30 суток.
После того как осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве основного вида наказания или избрано в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы, будет задержан, суд в соответствии со ст.397 УПК РФ принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене ограничения свободы лишением свободы в соответствии со ст.53 УК РФ. В отношении же осужденного, которому ограничение свободы было назначено в качестве дополнительного наказания, решается вопрос о привлечении к уголовной ответственности.
Следует отметить, что в комментируемой статье не учтены изменения, внесенные в ч.5 ст.53 УК РФ, а именно - возможность замены ограничения свободы не только лишением свободы, но и принудительными работами.