1. Статья 60_4 УИК РФ регламентирует порядок отбывания принудительных работ. Помимо законодательной регламентации этого порядка предусмотрена его более детальная регламентация на уровне подзаконных актов. Таким нормативным правовым актом являются правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В обязательном порядке указанные правила внутреннего распорядка должны быть согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
2. В период отбывания принудительных работ осужденные находятся под надзором администрации исправительных центров.
Обязанности и права осужденных определяются уголовно-исполнительным законом.
Так, осужденные к принудительным работам должны выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров.
Правом свободного выбора места работы осужденные не обладают. Они должны работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра. Не решаются осужденными и такие важные вопросы, как характер работы, должность, оплата труда и т.д. Все эти вопросы решаются администрацией исправительного центра и работодателем.
В целях обеспечения режима отбывания наказания на осужденных возлагается обязанность постоянно находиться в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных УИК РФ).
Проживают осужденные, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях. Без разрешения администрации исправительного центра осужденные не вправе покидать общежитие в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни.
Осужденные к принудительным работам могут во внерабочее время привлекаться к неоплачиваемому труду по благоустройству зданий и территории исправительного центра. Однако такой труд ограничен законодателем определенными рамками. В частности, к труду без его оплаты осужденные привлекаются лишь в порядке очередности. Кроме того, максимальная продолжительность такого труда не может составлять более двух часов в неделю.
И наконец, осужденный должен постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий его личность. Отсутствие такого документа при осужденном расценивается как нарушение условий и порядка отбывания наказания и может влечь за собой применение мер взыскания.
В жизни могут иметь место случаи, когда у осужденного возникает настоятельная потребность для выезда за пределы исправительного центра для того, чтобы решить неотложные социально-бытовые вопросы. Это могут быть вопросы, связанные, например, с получением, разделом жилой площади, оформлением наследства, расторжением брака и др. Особенно это касается тех осужденных, которые прибывают в исправительный центр из мест лишения свободы. В подобного рода ситуациях администрации исправительного центра предоставлено право разрешить краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток. Такое разрешение может быть дано непосредственно после постановки осужденного на учет и его регистрации по месту пребывания (для гражданина Российской Федерации) или постановки на миграционный учет по месту пребывания (для иностранного гражданина или лица без гражданства).
3. Для обеспечения порядка в исправительном центре в целях соблюдения режимных требований законодателем установлен ряд правоограничений в отношении осужденных к принудительным работам. Одним из таких ограничений является установление запрета на приобретение, хранение и использование предметов и веществ, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В частности, к таким предметам относятся игральные карты, спиртные напитки, предметы, изделия и вещества, изъятые из гражданского оборота, порнографические предметы и материалы и т.п.
Для обнаружения предметов и веществ, запрещенных к приобретению, хранению и использованию осужденными к принудительным работам, сами осужденные и помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных могут подлежать досмотру.
Основания и порядок проведения обысков и досмотров определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Хранение запрещенных предметов и веществ является нарушением условий и порядка отбывания наказания и влечет за собой негативные для осужденного последствия. При обнаружении у осужденных таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются, о чем составляется соответствующий акт.
5. Для осужденных к принудительным работам, которые в период отбывания наказания соблюдают установленные правила поведения, не допускают нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбыли не менее одной трети срока наказания, разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.
Получение разрешения на проживание вне исправительного центра инициируется самим осужденным, который с соответствующим заявлением обращается к начальнику исправительного центра. По такому заявлению начальник принимает решение и выносит соответствующее постановление. В законе говорится о том, что осужденным разрешается проживание вне исправительного центра. Но это не означает, что если осужденный не имеет нарушений, начальник центра обязан разрешить ему указанное проживание. Подобное решение является правом, но не обязанностью начальника исправительного центра, и принятие решения по заявлению осужденного основывается на многих факторах (например, отношения осужденного с другими осужденными, в трудовом коллективе, участие в общественных мероприятиях и др.).
Одним из средств контроля за поведением осужденных, которым предоставлено право проживания за пределами исправительного центра, является возлагаемая на них обязанность являться в исправительный центр для регистрации. Указанные осужденные обязаны являться в исправительный центр для регистрации четыре раза в месяц, а дни регистрации устанавливаются постановлением начальника исправительного центра.
6. Еще одним видом стимулирования позитивного поведения осужденных в период отбывания наказания является предоставление им права выезда за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Возможность предоставления такого выезда закон связывает с отсутствием у осужденного взысканий. При этом имеются в виду неснятые и непогашенные взыскания.
Осужденные, не имеющие взысканий, могут обратиться с заявлением к администрации исправительного центра, которая, как и в предыдущем случае, решает вопрос о выезде осужденного за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска.
7. Уголовно-исполнительная политика Российского государства основана на стремлении создать условия для исправления осужденного, возвращения его к правопослушному, социально полезному образу жизни. В этом отношении трудно переоценить значимость образования осужденных. Многочисленные исследования показывают, что чем выше уровень образования, тем менее осужденный склонен к совершению преступлений. Поэтому получение образования осужденными всячески поощряется.
Это относится и к осужденным к принудительным работам. Им разрешается обучение по заочной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
Единственным ограничением в плане возможности получения указанного образования является расположение учебного заведения. Оно должно находиться в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Данное ограничение связано с режимными требованиями условий и порядка отбывания наказания.
Порядок же самого обучения по заочной форме осужденных к принудительным работам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.